Народная культура состоит из двух видов – популярной и
фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи,
песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие
жанры фольклора создавались в прошлом, сегодня они существуют как историческое
наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, помимо
исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например,
современным городским фольклором.
Элитарная культура присуща привилегированным слоям общества,
либо считающими себя таковыми. Она отличается сравнительной углубленностью и
сложностью, а иногда и изощренностью форм. Элитарная культура исторически
формировалась в тех социальных группах, которые имели благоприятные условия
приобщения к культуре, особый культурный статус.
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных
поисков народа. Время ее появления – середина XX века. Это время
распространения средств массовой информации (радио, печать, телевидение). Через
них она стала доступной представителям всех социальных слоев - «потребная»
культура. Массовая культура может быть этнической или национальной. Эстрадная
музыка выступает ярким ее примером. Массовая культура понятна и доступна всем
возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования.
С произведениями элитарной и народной культуры подобного не
происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки правящей элиты,
а массовая культура – пристрастия «низов». Одни и те же виды искусства могут
принадлежать высокой и массовой культуре.
То же самое происходит с конкретными произведениями
искусства. Органная музыка Баха относится к высокой культуре. Но если она
используется в качестве музыкального сопровождения по фигурному катанию, то
автоматически зачисляется в разряд массовой культуры. При этом она не теряет
своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки
произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза, или рока не компрометируют сам
высокой уровень авторского произведения.
Массовая культура выступает сложным социальным и культурным
феноменом, характерным для современного общества. Она стала возможной из-за
высокого уровня развития коммуникационных и информационных систем и высокой
урбанизации. Одновременно массовая культура характеризуется высокой степенью
отчуждения индивидов, потерей индивидуальности. Отсюда «идиотия масс»,
вследствие манипулирования и насаждения поведенческих штампов через каналы
массовых коммуникаций.
Все это лишает человека свободы и уродует его духовный мир.
В среде функционирования массовой культуры трудно проводить истинную
социализацию индивида. Здесь все подменяется стандартными моделями потребления,
которые навязываются массовой культурой. Она предлагает усредненные модели
включения человека в социальные механизмы. Создается замкнутый круг: отчуждение
> заброшенность в мире > иллюзии принадлежности массовому сознанию >
модели усредненной социализации > потребление образцов массовой культуры
> «новое» отчуждение.или музыка Баха, трудна для понимания неподготовленным
человеком.