Внешность Пугачева дается Пушкиным не в обобщенном, развернутом
портрете, а многими зарисовками, которые почти всегда кратки, но очень
выразительны. Сделаны они двумя-тремя штрихами, иногда даже одним
знаменательным словом и всегда вносят много нового и значительного в его
внешний облик, отражая его душевную жизнь.
Отношение Пушкина к Пугачеву было противоречивым и сложным. Но он всегда
с глубочайшим интересом относился к этой незаурядной личности, выходцу
из народа и борцу за него. Сказать от своего имени обо всем, что думал
Пушкин о Пугачеве, было по тому времени невозможно. Пушкин не мог
поделиться с читателями своими размышлениями о вожде крестьянского
восстаний. Нельзя было высказать эти мысли и от имени рассказчика –
преданного долгу присяги офицера екатерининского времени. И Пушкин
сказал об этом описаниями действий самого Пугачева, богатым своеобразным
языком героя и портретными зарисовками Пугачева, особенно последними,
так как каждая портретная деталь, сделанная рукой Пушкина, заставляла
читателя пристально вглядываться в душевное богатство этой личности.
Во время поездки в Поволжье и Приуралье Пушкин убедился в благоговейном
отношении людей из народа к памяти Пугачева . Всюду, где это было
возможно, Пушкин писал об этом и в « Капитанской дочке » и в «Истории
Пугачева ». Пушкин охотно вносил в свое повествование бытующие в народе
воспоминания о Пугачеве – сказки, песни, отдельные исторические моменты,
сохранившиеся в различных легендах, живущих в народе. Это заметно и в
иносказательной беседе «дорожного» с хозяином умета, в беседах Пугачева с
его соратниками, даже и в его общении с Гриневым. В портретных
зарисовках Пугачева, рассыпанных по всему художественному произведению,
отражены разные впечатления Пушкина о Пугачеве : от талантливости и
смелости Пугачева-военачальника, и от широких, идущих от народных чаяний
его преобразовательных замыслов, и от сознаваемой им своей
обреченности. Незаурядная, самобытная и в то же время пугающая Пушкина
натура этого человека нашла свое отражение в целостном портрете Пугачева
.
В период создания « Капитанской дочки » у Пушкина сложилось уже иное
представление о Пугачеве, чем тогда, когда он работал над «Историей» .
Он не смотрел уже на Пугачева как на слепое орудие в руках яицкого
казачества, выделявшегося только большими военными познаниями и
необыкновенной дерзостью. В « Капитанской дочке » Пугачев – подлинный
вождь крестьянского движения, человек, глубоко сознающий свою правоту и
свою историческую миссию.
Пушкин в « Капитанской дочке » тем не менее создает портрет Пугачева,
основываясь на документальных данных. Попробуем показать это на самом
простом примере. Вспомним историю с заячьим тулупчиком. Ведь именно этот
тулупчик дал Пушкину возможность раскрыть добрые чувства Пугачева,
который оказался памятливым на добро, проявил подлинное великодушие и
душевную щедрость по отношению к Гриневу и к Маше Мироновой. Он спас их
обоих от неминуемой гибели и способствовал их соединению. Но и тулупчик в
сущности не был выдумкой Пушкина . В жизни реального Пугачева были
моменты, позволившие Пушкину ввести в сюжет повести историю с заячьим
тулупчиком.
Читатели « Капитанской дочки » ощущают, что искренний заразительный смех
Пугачева, его «добрая веселость» , по выражению Марины Цветаевой,
глубоко симпатичны Пушкину . Пугачев начинает верить Гриневу тогда,
когда он не соглашается на предложения Пугачева и проявляет при этом
искренность и правдивость. Пушкину удалось показать, как росло
внутреннее доверие между двумя этими людьми, и как совсем неожиданно для
себя Гринев полюбил Пугачева, проникся симпатией к нему, хотя положение
преданного долгу екатерининского офицера мешало этому чувству. Симпатия
к Пугачеву у Пушкина все растет. « Пушкин всем отвращением от Николая I
был отброшен к Пугачеву ». Постепенно и сам автор « Капитанской дочки »
и его герой все больше привязываются к Пугачеву.