Место образования согласных звуков определяется по тому, где в артикуляторном
тракте при производстве этого звука образуется преграда на пути прохождения
воздушной струи. Для образования преграды в разных местах артикуляторного аппарата
используются возможности его подвижных органов -языка
и губ. Они называются активными органами. Это или
нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). По активному
органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные.
Орган, который остается неподвижным при производстве звука, называется пассивным.
Это или верхняя губа, или верхние зубы,
или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).
По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные,
средне-нёбные и задне-нёбные. Поэтому, определяя место образования
преграды, звуку дается не одна, а две характеристики: по активному органу и
по пассивному, например, [п] - губно- (активный орган
- нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.
Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, русские
согласные звуки делятся на губные
[п],
[п'],
[б],
[б'],
[м],
[м'],
[ф],
[ф'],
[в],
[в']
и язычные [т],
[т'],
[д],
[д'],
[с],
[с'],
[з],
[з'],
[ц],
[л],
[л'],
[н],
[н'],
[ш],
[ш':]
[ж],
[ж':],
[р],
[р'],
[j],
[к],
[к'],
[г],
[г'],
[х],
[х'].
Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.
Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того,
какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует
в производстве звука: язычные, переднеязычные -
[т],
[т'],
[д],
[д'],
[с],
[с'],
[з],
[з'],
[ц],
[л],
[л'],
[н],
[н'], язычный, среднеязычный - [j] и язычные, заднеязычные -[к],
[к'],
[г],
[г'],
[х],
[х']. Эти отличия активно используются
в русском языке для смыслоразличения.
К характеристике звука по активному органу добавляется его характеристика по
пассивному органу, к которым, как уже было сказано, относятся верхняя губа,
зубы и нёбо. Так выделяются следующие группы звуков:
губно-губные звуки [п],
[п'],
[б],
[б'],
[м],
[м'];
губно-зубные звуки [ф],
[ф'],
[в],
[в'];
язычные, переднеязычные, зубные звуки [т],
[т'],
[д],
[д'],
[с],
[с'],
[з],
[з'],
[ц],
[л],
[л'],
[н],
[н'];
язычные, переднеязычные, нёбно-зубные звуки [ш],
[ш':]
[ж],
[ж':],
[р],
[р'],
[ч'];
язычный, среднеязычный, среднёнебный звук[j];
язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к],
[к'],
[г],
[г'],
[х],
[х'].
Классификация русских согласных звуков по месту образования может быть представлена в графическом виде так.
Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную
роль тогда, когда все другие характеристики звуков совпадают. Например, звуки
[с]
и [х] твёрдые, глухие, щелевые,
но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный,
задненебный. Или звуки [с] и [ш] твёрдые,
глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный,
переднеязычный, нёбно-зубной. Благодаря тому, что при их производстве воздух
преодолевает препятствия, образованные различными органами артикуляции в разных
местах артикуляторного тракта, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем
воспринимать как одинаковые, например, слова хам
и сам.