Храмы Индии: общие сведения.
Эта земля покрыта храмами – миниатюрными и монументальными, простыми и
богато украшенными, разбросанными внутри границ, которые сейчас
составляют государство Индию. Они простираются от Хараппы на Западе до
Бансберии на востоке, а с севера на юг – от Пандретана в Кашмире до
храма Каньякумари в Тамилнаду. Жилище индуистского бога – это воплощение
индийской архитектуры, своеобразный образ, о котором так много
написано, и который, как это ни парадоксально, не имеет законченной
четкости.
Называемый по-разному – vimana (пропорциональный), prasada (место
Бога), devalaya (жилище Бога), devagram (деревня Бога), sthana или
sthanam (священное место) – индуистский храм обычно выражает все
вышеупомянутое. Он место совершения церемоний и обрядов; образец
высокого искусства; панорама мифов и легенд для просвещения верующих и
их развлечения; рассказ о событиях современной жизни и ценностях;
изображение естественных сил (таких как планеты и звезды, смена времен
года и символические образы животных); способ духовного подъема
верующих; символическое представление о добре и зле, рождении и смерти, о
мирском и божественном, смертном и бессмертном. Он является социальным и
культурным центром и наглядной демонстрацией политической и
экономической власти в городе и стране.
Храм был экономическим центром, вокруг которого возникали новые
города. Его сооружение и использование обеспечивало людей работой и
смежными профессиями, в то время как боги благословляли и защищали их. В
ответ люди чтили их изображения с соответствующим благоговением,
заботой и преданностью. Священная роль храмов в объединении людей с
богом делала их мощными и богатыми, позволяя играть большую роль во всех
деревенских и городских церемониях: судебных, духовных или
образовательных.
Храмы играли также и роль филантропов. Люди иногда там бесплатно
питались, странники находили крышу над головой в храмовых дхарамшалах
(dharamshala-s, специально построенных помещениях для странников в
комплексе храма); часто имелись и школы при храмах. Нищие до
сегодняшнего дня продолжают кое-как перебиваться милостыней во дворах
храмов. Хотя традиция обучения в стенах священных храмов сейчас едва
существует, она широко практикуется индийскими исламистами: почти всегда
при мечети существует медресе (madarsa) – начальная школа для маленьких
детей.
В своей основе храм был воплощением мира и чистоты, убежищем от
мирового хаоса, где бог встречал человека, и где человек мог избавиться
от неразберихи своего земного существования и вернуться к безопасности и
святости чрева.