История доктора Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
проста и незатейлива: молодой человек, земский врач, влюбился в девушку,
которая ему отказала, затем успокоился, разбогател и стал одним из городских
обывателей. Сюжет рассказа, как и сюжет пушкинского романа «Евгений Онегин»,
построен на двух признаниях в любви — Старцева к Екатерине Ивановне и ее к
Старцеву. Полный сил и надежд, Дмитрий Ионыч не ожидал отказа от Котика — она,
как оказалось, мечтала об артистической карьере, о консерватории, а семейную
жизнь презирала как нечто пошлое, бытовое. И Дмитрий Ионыч переживает это как
удар по самолюбию, как личную обиду, хотя, кроме любви и надежды, в нем
какой-то «холодный, тяжелый кусочек» рассуждал, что, должно быть, приданого за
Екатериной Ивановной дадут немало.
Но неудачная любовь — только одно звено в цепочке
обстоятельств, повлиявших на дальнейшую судьбу героя. «Огонек» в душе, который
вдруг стал разгораться, сразу же погас, и больше Старцев уже не ездил к
Туркиным. Он осуждает общество обывателей, картежников, алкоголиков, понимает
и то, что трудиться он стал только ради наживы, ведь теперь для него одно из
немногих удовольствий — пересчитывать по вечерам деньги, полученные за частные
визиты, да играть в вист, подменяя настоящие чувства картежным азартом. Возможно,
если бы Екатерина Ивановна поняла его, он сумел бы изменить что-то в своей
жизни. Но люди не слышат друг друга, и Старцев не стал исключением. Не найдя
близкой души, сторонясь обывателей, прозвавших его «поляком надутым», он и сам
остановился в своем развитии. Его не интересуют ни театры, ни концерты, ни
профессиональные новинки — он весь ушел в зарабатывание денег. Да, среда
повлияла на него — тяжело жить среди «бездарных» обывателей. Но он и сам
виноват в своей моральной деградации. Чехов говорит об этом прямо, не снимая с
героя ответственности: «жадность одолела», «горло заплыло жиром». Он
превращается в бестактного грубияна, который кричит на больных и стучит палкой
об пол: «Не разговаривать!» Он сам наказал себя: одинок, «живется ему скучно, ничто
его не интересует». Чехов не подсказывает выхода из этой ситуации, но читателю
ясно: надо сопротивляться пошлости и бездуховности жизни, нельзя плыть по
течению, превращаясь в Ионыча.