ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ Жанрами в живописи называют её разновидности, которые определяются предметом изображения. Одним из наиболее важных и широко распространённых является бытовой жанр, то есть изображение повседневной жизни. Бытовой жанр часто называют жанровой живописью. Интерес к ней понятен: это искусство говорит о нас самих, о наших делах и днях. О труде и об отдыхе, о радостях и тревогах, стремлениях и успехах таких же, как и мы с вами, обыкновенных людей. Жанровая живопись помогает нам прямо и непосредственно осмысливать нашу жизнь, наш сегодняшний день: в ней отражаются те жизненные ситуации и вопросы, которые волнуют нас и ответы на которые мы ищем. Художникам всегда хотелось запечатлеть также «шаги истории самой»: какие-либо более или менее важные события общественной жизни минувших времён или просто быт ушедших поколений. Историческая живопись существует очень давно, со времён Древнего Египта, но подлинного расцвета достигла она в XIX столетии, когда в связи с дальнейшим развитием буржуазного общества художники стали особенно чуткими к драматическим судьбам народов. Русская историческая живопись представлена произведениями Репина, Иванова, Серова и прежде всего, такого гиганта, как Суриков. Конечно, не всегда сюжет исторического полотна будет взят из действительно важных реальных событий истории. Не так уж на самом деле исторически значительна трагедия сосланного в Сибирь Меншикова, но в этом эпизоде Суриков сумел почувствовать отражение сложнейших противоречий всей эпохи петровских преобразований. С историческим жанром тесно связан батальный, призванный изображать военные сцены, битвы. Историю крупнейших войн, которые вела Россия в прошлом веке, дал в своих известных циклах картин знаменитейший баталист Верещагин. Героем его картин стал простой солдат во все моменты его ратного труда: в походе, на отдыхе, в быту — всюду, где требуются его воля, сила, смекалка. Пейзажная живопись, в отличие от бытовой (жанровой), даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком, обобщённо-политическом плане, хотя она обращена не к прямому изображению человека или обстоятельств его жизни, а к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождая у них сходные настроения, раздумья, переживания и поэтому произведения пейзажистов нам обычно близки и понятны, хотя человек в пейзажной картине нередко отсутствует. Удачно написанный пейзаж способствует более полному восприятию красоты и величия природы. Цель портретного искусства — фиксация внешнего облика и внутреннего содержания конкретного человека. Рассказывают, когда Веласкес закончил свой портрет папы Иннокентиях, папа негодующе воскликнул: «Слишком правдиво!» Сегодня мы никак не можем проверить это, но довольно одного взгляда на портрет, чтобы почувствовать всю его могучую и беспощадную правду. И нам важно уже не то, действительно ли был таким коварный, подозрительный, умный, настороженный облик римского первосвященника. Нас потрясает раскрытая гениальным художником сложнейшая жизнь души, властное обнажение сокровенных тайн характера, проникновение в бездонные глубины человеческой психологии. Портрет служит средством понимания людей, их натуры, их внутреннего содержания, он формирует в нас правильное отношение к человеку, уважение к нему и к его внутреннему миру. Иногда говорят, что в наши дни, когда имеется фотография, технические возможности которой с каждым днём прогрессируют, нет нужды живописцам заниматься портретом: фотоаппарат с успехом зафиксирует облик любого человека, причём сделает это точнее, чем художник. Но что такое «точность» применительно к облику человека? Кстати, гипсовая маска, снятая с лица даже живого человека, бывает, как правило, наименее похожа на оригинал. Ведь художник, наблюдая свою модель, выбирает из множества состояний, выражений, поворотов лица наиболее характерные и, синтезируя их, создаёт образ, в котором личность портретируемого, его характер и психология переданы с такой обобщающей силой и глубиной проникновения в душу человека, какая невозможна при механической фиксации.