Единство как абсолютное согласие. Многие помнят рассказ "Еретик", где человек объявляет другого отступником на основании мелких различий, даже не имеющих отношения к самой сути веры. На самом деле, христианское единство - это единство прежде всего в поклонении Христу, в любви к Нему, в разделении основ веры. Подлинное единство возможно только там, где в центр ставится Христос - не политика, административные или иные вопросы. Единство будет явным на практике только когда я признаю собственную ограниченность, требую покаяния или признания неправоты не от других, а от себя.
Единство как совместная деятельность. Напротив, единство необязательно предполагает совместные Богослужения или сотрудничество (иногда это необходимо, иногда - необязательно или даже не нужно и нежелательно). Единство - это прежде всего отношение, готовность принять и вместить инакового верующего - в крайнем случае, как немощного. Единство - это готовность увидеть суть, а не придираться к словам. Единство - это способность прощать обиды (мнимые или реальные). Когда такое отношение будет со всех сторон, можно говорить об угодном Христу единстве - даже при наличии различных церковных организаций.
Единство как нечто естественное. Мы часто думаем, что единство приходит просто по нашим горячим молитвам. Однако из вышесказаного следует, единство - это еще и тяжкий труд. В Послании к Ефесянам сказано о "старании (!) сохранять (!) единство духа в союзе мира", где "сохранять" - буквально можно перевести как "оберегать, стеречь, блюсти, содержать под стражей", а "стараться" - - "спешить, торопиться, стремиться, усердствовать, прилагать усилие". На единство надо работать. Это труд смирения, покаяния, пересмотра своих узких взглядов, служения, терпения. Единство - очень хрупко, именно поэтому оно требует бережного хранения.