Франсуа де Ларошфуко однажды сказал: «Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера». Смысл этого высказывания полностью совпадает с моим отношением к проблеме проявления верности и предательства со стороны человека. Мы принимаем решения ежесекундно, выбираем последовательность своих действий и поступков, в этом состоит вся наша жизнь – в выборе.
Но есть такие ситуации, когда проблема поиска решения, выбора, крайне тяжела, так как затрагивает чувства и ожидания других людей и себя в том числе. Как поступить, чтобы не навредить близкому человеку? Как сделать так, чтобы поступок не был расценен как предательство? Я убеждена, чтобы принять тяжелое решение, нужно быть сильным и оставаться верным самому себе, а это, согласитесь, не самое легкое.
Выбор «остаться верным или предать» проявляется во всех сферах человеческих отношений: любовной, семейной, социальной и т.д. От данного выбора зависит личное счастье каждого из нас и счастье тех, кого мы любим. Сенека говорил: «Счастье нуждается в верности, несчастье же может обойтись без неё», и ведь это чистая правда: если человек верен себе, окружающим, своему слову, он воспринимается как «опора», «надежное плечо», в нем уверены, а неизменность, равновесие – это залог человеческого благополучия. И напротив, если кто-то способен предать, изменить, то есть попросту обмануть другого человека, его воспринимают как «угрозу», способную разрушить столь хрупкое подчас счастье человека. Как подтверждение вышесказанного, приведем в пример слова мудреца Конфуция: «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?
Литература как отражение человеческой души ярко показывает нам поступки во имя верности и человеческое предательство. Для меня идеал верности – это княжна Марья Болконская. Живя с отцом, который в силу своего скверного характера часто морально издевался над дочерью, был причиной того, что она не могла выйти замуж, устроить свою личную жизнь, она оставалась верной ему, не бросала старого дурного отца, а ведь это стоило ей молодых лет и огромной душевной силы! Она не предала, потому что любила, потому что была сильной!
Другой, противоположный, пример, - это Швабрин из повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Вот оно, воплощение предателя, кроме того, еще человека подлого, низкого, а самое главное, трусливого! Он не способен на благородные поступки, потому что трус, подлец! Перешел на сторону врага в самый тяжелый при осаде крепости момент, издевался над Машей, пытаясь насильно женить ее на себе. Он изменил отечеству, забыл, что такое долг и честь, и как он жалок: «Швабрин упал на колени.. . В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».
Примеров проявления верности и измены со стороны человека множество, да и каждый из нас – пример тому. В наше тяжелое время очень трудно оставаться «нравственно сильным», смелым в своем выборе. Это происходит по разным причинам: мы боимся осуждения, боимся высказать мысли вслух, боимся что-то сделать и чего-то не сделать, но все же выбор, как поступить, всегда за нами, только всегда надо помнить о том, что кроме тебя есть еще кто-то рядом…