Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро", написанного излюбленным Пушкиным размером четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным (мужским) слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее-обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зимним снегам.
Вторая и третья строфа.
Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа- это "вчера", третья - это "сегодня". Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему.
В них было рассказано все то, что видно из окна деревенского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями (деталями) .
эпитеты: небо-мутное, луна-не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная.
Все окрашено в грустный тон. Метафора "вьюга злилась". Простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера.
Третья строфа. Здесь все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов- великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. (Эпитеты)
До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет) , но и слышите потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т] , [р] . Этот приём звукописи получил название аллитерации.
Эпитеты последней строфы:
"... предадимся бегу нетерпеливого коня".
Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра-и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!
А последний эпитет этих стихов-на этот раз "сложный эпитет" из трех слов: "И берег, милый для меня"-
картинка каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений. Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье.
У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.