Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист,
композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10
августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау,
недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим.
Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его
отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени
тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого
сына Ибрахимом.
Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный,
осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к
мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл.
Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Прадед
Абая Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты. Слово « батыр»
предполагает не только личное мужество, отвагу и силу человека, но и
участие в боевых сражениях. Ыргызбай был племянником знаменитого
Жанибека батыра из племени керей, который за свои заслуги и ратные
подвиги при сражениях с джунгарскими войсками получил благословение
самого Абылай хана. Ыргызбай родился примерно в 1750 годах. Его сын
Оскембай – дед Абая. Оскембай был бием. Когда состарился, глава рода –
знаменитый Кенгирбай би воспитывал и обучал Оскембая науке управления.
Дед Абая Оскемьай жил в 1778-1850 годах. От него в 1804 году родился
Кунанбай кажы – отец Абая.
Кунанбай как крупная, колоритная личность играл огромную роль в
становлении характера Абая и его взглядов, таких личных качеств, как
человечность, целеустремленность. Жизнь и творчество Абая в определенной
мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и
порой жесткого, но справедливого отца.
Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта, - его родная мать Улжан, добрая и мудрая женщина.
Она была из богатого и знатного рода шаншар, происходящего из племени
каракесек. Этот род всегда славился своим острым языком, знаменитыми
розыгрышами. Прадедом Улжан был Бертис би. Слово «би» подразумевает,
во-первых, ораторский талант, ум и мудрость, умение решать сложные споры
между племенами, во-вторых – вождя племени, предводителя рода.
Должность «би» не передается по наследству, биями становятся благодаря
своим личностным качествам. У Турпана, отца Улжан, были родные братья –
Контай и Тонтай. Они выделялись особым пристрастием к шуткам. Улжан не
уступала им в острословии. Такие качества великого поэта, как остроумие,
способность в саркастической форме высмеять людские недостатки,
унаследованы Абаем от нагашы по материнской линии. Вся материнская
линия, весь род по отношению к племяннику считается нагашы, а племянник
по отношению к материнской линии выступает как жиен.
Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к
искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Большой знаток
народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку
стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим
учителем.
В девичестве бабушку Абая звали Токбала. Когда она выходила замуж, то
по старинным обычаям приехала в дом жениха с серьгой в носу. После этого
её начали звать Зере.
Бабушку отличало добросердечие и тонкое восприятие окружающего её мира.
Абай очень любил свою бабушку . Дни и ночи он проводил рядом с ней,
постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере, с
нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед
ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.
Зере была большой мастерицей устного рассказа, она умела рассказывать красочно и интересно.
Улжан тоже между хлопотами по дому много внимания уделяла Абаю. Когда
бабушка уставала, Абай обращался к матери. Улжан помнила много стихов,
знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов.
Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к
творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий
путь борца за человеческое счастье.
Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ.