С первых страниц пьесы «Гроза» мы оказываемся в мрачном, жестоком мире. Когда современный человек читает рассказы о купце Диком, наблюдает выход Кабановой, ему трудно поверить, что когда-то можно было жить в такой несвободе, в такой смертельной, удушающей атмосфере.
«Темное царство»
Дикой – злобный самодур, которому ничего не стоит обругать или ударить подчиненного. Кабанова мне кажется еще более отвратительным созданием. Пугать и унижать всех, до кого она может дотянуться, – смысл ее жизни. Домострой, требующий «почитать» родителей, делает из взрослого сына Кабановой безвольное существо, неспособное против воли матери даже попытаться спасти умирающую жену. Дочь Кабанихи, обладая более сильным характером, стала изворотливой и циничной.
Племянник Дикого Борис не из Калинова, олицетворяющего «старые порядки», но и он не в состоянии вырваться из плена условностей, поступить не «как положено», а как велит душа. Вместо того, чтобы попытаться увезти любимую и начать новую жизнь, он едет по поручению дяди, отказавшись взять Катерину с собой.
Чистая душа Катерины
Катерина – единственное живое, не закосневшее существо среди этих лиц. Замужняя женщина, она влюбляется в Бориса. Смирная и послушная свекрови, молча страдающая и находящая утешение в Библии, Катерина не только не боится признаться в этом самой себе и Борису – она даже не скрывается от людей.
«Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
На первый взгляд кажется, что причина этого бесстрашия – желание наказать себя за совершенный «грех». Но если вчитаться в отчаянные слова Катерины, мы увидим, что в глубине души она чувствует: настоящая любовь не может быть преступлением, и обыватели не имеют права судить ее.
Катерину не зря называют «лучом света в темном царстве». Со своей «грешной» любовью и стремлением к свободе она не может существовать в этом безрадостном мире. Достаточно натерпевшись от свекрови и понимая, что принятые порядки сделают из нее вечного изгоя, она выбирает смерть.
Силы простить
Поражает противоречивая фигура ее мужа Тихона. С одной стороны, его полная невозможность что-либо решить без матери вызывает отвращение. С другой стороны, впечатляет широта его души: Тихон совершенно не держит зла на неверную жену, любит ее и жалеет и даже сочувствует Борису.
Времена изменились
Очень хочется верить, что неразрешимый конфликт пьесы «Гроза» если и не исчез сейчас как явление, то сузился до масштабов конкретных семей, а за пределами семьи жертву тирана всегда поддержит общество.