Выдающемуся турецкому путешественнику, географу и историку Эвлия Челеби, прозванному еще при жизни «сейах-и алем» - «открывателем мира», в этом году исполнилось 395 лет со дня рождения.
360 лет назад Эвлия Челеби совершил два путешествия на Кавказ, первый раз через Эрзерум с посещением Баку и южного Дагестана в 1646 г., второй раз— через Крым с посещением всего Северного Кавказа, Кумыкии и всего Дагестана. Второе свое путешествие Эвлия Челеби совершил в 1666 г., находясь в свите опального крымского хана Мехмет-Герея IV, нашедшего приют и прибежище у кумыков, у Сурхай-шаухала Тарковского.
Челеби оставил после себя 10-томную «Книгу путешествий» («Сейахат-наме») – бесценный и единственный для 17 века фундаментальный научный источник сведений по истории земель и народов Ближнего Востока, Кавказа, Крыма, Поволжья и Подонья, берегов Каспийского и Черного морей, в том числе и Дагестана. Он дает подробное описание этого своего путешествия в Дагестан (Челеби называет его «Кумыкстаном» и «исламским дагестанским падишахством»). Оно содержит ценные сведения по истории и культуре кумыков, их городов и населенных пунктов (Тарки, Эндирей, Коюн-кала, Карабудахкент, Хайдак).
Весьма ценные сведения сообщает Эвлия Челеби и по истории кумыков, относя их к народам татарского, тюркского корня, «имеющим честь приобщиться к Исламу «еще в 119 (737) году, когда Хишам сын Абд ал-Мелика из Омеядов нанес в Иране поражение Хакан-шаху» и «с того времени являющимся правоверными». А происхождение правителей кумыков – шаухалов, Челеби связывает с родоначальником всех тюркских правителей, легендарным Огуз-Ханом.
Очарованный увиденным здесь, у кумыков, Эвлия писал об «обители поэтов и умиротворенных», богословов и ученых, «обладающих мудростью арабов и великими знаниями».
Описывая Тарки, Челеби пишет, что «с древних времен [город Таргу] являлся местом престола шахиншаха Дагестана и потому он служил пристанищем и прибежищем для правоверных». И потому считает Челеби, на него не поднялась и рука грозного хромца Тамерлана, прошедшего в 1396 г. по этим землям, сжигая и разрушая на своем пути все другие города и населенные пункты.
Книга Эвлии Челеби является бесценным кладезем знаний о нравах, обычаях, обрядах и привычках кумыков. Автор, не скупясь на эпитеты, красочно живописует жизнь кумыков. Он касается и отправления религиозных обрядов, и особенностей приготовления пищи, и некоторых аспектов духовной и общественной жизни. Вот как, например, автор высоко оценивает некоторые нравственные устои Тарковских кумыков: «В этом городе совершенно нет ни угнетения и клеветы, ни лжи и свидетельства из-под неволи. Беи и кадии здесь не берут взяток».
Эвлия Челеби описывает и архитектурные сооружения разного функционального назначения: сосредоточения духовной жизни (медресе), религиозных отправлений (мечети), места общественного пользования (общественные бани, колодцы, караван-сараи). Вот как автор описывает достопримечательности «прекрасной крепости Гоюн-кала»: «В этом городе имеются три бани, одна харчевня, семь начальных школ, три медресе, два текке дервишей ордена Накшибенди, три постоялых двора для купцов».
Говоря по поводу мест поклонения города Эндирей, он отмечает здесь «гробницу султана шаухала Такиуддин-хана, гробницу шаухала Мутемадуддина…» и посещенных им здесь и в Тарках «могилах многих святых Аллаха, великих Эль-Хаджи Джема, Хаджи Есеви-султана, Хаджи Абдаллаха Ташкенди (Да будет милость Аллаха над всеми ними и да освятит он их ясную душу!».
Обобщая и заключая будет правильным отметить, что кумыкские (в целом дагестанские) страницы Челеби – уникальное свидетельство очевидца, ставшего для нас, таким образом, и первым историком средневекового Дагестана, которому можно и нужно доверять. Они являются уникальным по своей документальной значимости источником, позволяющим взглянуть на жизнь кумыков и всего Дагестана изнутри. Нельзя не отметить и другое: вся книга Эвлии Челеби пронизана искренним интересом к Дагестану, его природе, кумыкскому народу и другим народам, населяющим наш край в то время. Несомненно, если мы хотим иметь объективное представление об истории Дагестана, то кумыкские (дагестанские) страницы «Книги путешествий» Э. Челеби, наряду с другими источниками, обязательно должны быть изданы без купюр отдельной книгой и с соответствующими научными комментариями.
Имя выдающегося турецкого путешественника, географа и историка должно занять подобающее место среди знаменитых людей Дагестана. Он заслужил это давно. И наш, ныне живущих, уважающих и любящих свое прошлое, своих предков, человеческий долг - отплатить ему благодарностью и сполна.