Разные средства связи предложений служат для того, чтобы
текст достиг грамматической и смысловой связанности. Их делят на
синтаксические, морфологические и лексические.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ
Синтаксические. Слова, принадлежащие к одной тематической группе. Например:
"Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50
градусов.
Лексические повторы В разных жанрах и стилях лексические повторы
по-разному употребляются. Описание также довольно часто
использует повторы. Пример можно привести следующий: "Прочитанную книгу
они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не
напрасными оказались их ожидания".
Синонимические замены и синонимы Пример: "Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего
развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях
удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также
элементы разговорной живой речи".
Антонимы (включая и контекстуальные). Пример: "Друг
спорит. Недруг же поддакивает"
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
Частицы, союзные слова и союзы в начале предложений. Пример,
где используется это средство связи между предложениями: "Шумит дождь за
окнами. В доме нашем зато уютно и тепло".
Использование указательных, личных (в третьем лице) и других
местоимений в качестве замены слов предыдущего предложения: "Человеку по
наследству не передается язык. Появляется он только в процессе межличностного
общения".
Употребление наречий места и времени, которые могут относиться
по смыслу сразу к нескольким предложениям. Они выступают при этом как
самостоятельные. Пример, где используются подобные средства связи слов в
предложении: "Справа виднелось озеро. Блестели его воды. Небольшие рощи
зеленели. Везде здесь вас ждало спокойствие и тишина".
Единство различных временных форм употребляющихся в тексте
глаголов-сказуемых. Пример, где используется это средство связи между
предложениями: "Неожиданно наступила ночь. Стало очень темно. Загорелись
звезды на небе".
Использование наречий и различных степеней сравнения
прилагательных. Пример: "Место было замечательное. Лучше было нельзя и
придумать" или "Мы взобрались на гору. Выше уже не было ничего в
округе".
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
Синтаксический параллелизм, который предполагает наличие
одинакового порядка слов, а также морфологической оформленности определенных
членов предложений, стоящих рядом. Пример: "Детство - беззаботное время.
Зрелость - серьезная пора". Еще один пример: "Прошел последний день,
оставшийся до Рождества. Наступила ясная зимняя ночь. Поднялся месяц величаво
на небо, чтобы посветить всему миру и добрым людям". Заметим, что все три
эти предложения строятся по схеме "подлежащее + сказуемое". Текст
благодаря такому приему, как синтаксический параллелизм, становится точным,
"стройным" с точки зрения структуры. Одинаковое расположение
соответствующих членов, кроме того, структурирует сообщаемую информацию и
помогает нам установить связи между отдельными явлениями. Синтаксический параллелизм
встречается в тексте довольно часто, однако не следует его специально
"придумывать": он "виден" традиционно посредством
одинаковых форм. Синтаксический параллелизм используется и как средство связи в
сложном предложении между его частями.
Парцелляция (то есть деление) различных конструкций, изъятие
какой-либо части из предложения и ее оформление (после точки) в качестве
отдельного, самостоятельного неполного. "Любить свою страну - это значит
жить одной жизнью с нею. Страдать, когда ей тяжело. Радоваться, когда у Родины
праздник".
Использование в тексте неполных предложений. Пример:
"Знаете ли вы, о чем мы рассуждали? О живописи, музыке, литературе".
Использование вводных предложений и слов, риторических
вопросов, обращений. Пример: "Необходимо, во-первых, выяснить, что же
важнее всего именно сейчас. Во-вторых, следует начать действовать
незамедлительно".
Использование обратного либо прямого порядка слов. "Я
приеду утром. Приеду я, чтобы увидеть тебя".
В тексте, помимо указанных, могут использоваться также
ассоциативные или семантические связи частей.