1. (5 баллов) Что можно предположить о «географическом происхождении»
русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы
следующих его строк? Поясните свой ответ.
И мне в ответ берёзка:
– О любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух.
Критерии и ответы
Яркой языковой чертой является произношение дру[х]. Его мы можем предпо-
ложить из рифмы: друг – пастух. В говорах, где встречается такое произношение,
[х] является глухой парой к звонкому щелевому (фрикативному) звуку [γ],
который произносится вместо [г]: дру[х] – дру[γ]а. Часто этот звук считают
украинской чертой, в действительности же область распространения этого
звука намного шире. Это характернейшая черта южнорусских говоров.
И действительно, Есенин родился на юго-востоке от Москвы – на территории
современной Рязанской области.
За указание на дру[х] – 1 балл, за объяснение через рифму – 1 балл, за восста-
новление [γ] (возможно просто описание этого звука как «украинского г») –
2 балла, за отождествление с южнорусскими говорами и c происхождением
Есенина – 1 балл. Не принимается ответ, если ученик указывает Украину.
Всего 5 баллов.
2. (8 баллов) Даны пары слов.
А Б
ветрило парус
кольчуга бронежилет
извет донос
ланиты щёки
очи глаза
Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть
употреблены в следующем контексте:
– Что такое А?
– Раньше так называли Б.
Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он
будет неправильным? Объясните почему.
Критерии и ответы
Контекст будет неправильным для пары кольчуга – бронежилет (1 балл).
Кольчуга – это старинный доспех в виде рубашки из металлических колец
(1 балл), а бронежилет – это специальный защитный жилет с бронёй, прикрыва-
ющий торс человека от поражения холодным и огнестрельным оружием,
а также осколками (1 балл). Эти слова обозначают разные, хотя и в чём-то
сходные предметы, тогда как остальные пары обозначают одно и то же (1 балл).
Если учащийся напишет в объяснении, что кольчуга – историзм – ещё 2 балла.
Если учащийся напишет, что остальные слова столбца А – архаизмы – ещё
2 балла.
Всего 8 баллов.
3. (5 баллов) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением: лодочка,
тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка.
Одно из этих слов образовано не так, как другие.
1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано.
2. Укажите, как образованы другие слова.
Критерии и ответы
1. Это слово вазочка (1 балл), которое образовано с помощью прибавления
к основе ваз- (0,5 балла) суффикса -очк- (0,5 балла) (вариант ответа: которое
образовано от слова ваза с помощью суффикса -очк-).
2. Все другие слова образованы от основ лодк-, тарелк-, белк-, селёдк-
(0,5 балла) (вариант ответа: от слов лодка, тарелка, белка, селёдка) с помощью
суффикса -к- (0,5 балла).
Если учащиеся укажут, что -к- в словах лодка, тарелка, белка, селёдка –
суффиксальный элемент (или бывший суффикс, имеющий для разных слов
разную степень очевидности: в слове селёдка выделяется суффикс -к-, потому
что есть слово сельдь, в остальных словах этот суффикс выделяется только
этимологически) – ещё 1 балл. Если учащиеся укажут чередование к/оч – ещё
1 балл.
Всего 5 баллов.
4. (2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологи-
ческий оборот (выделен жирным шрифтом).
Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не
вяжешь – как же я тебя пойму?
Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование
его значения.
Критерии и ответы
Правильный вариант – лыка не вяжешь (лыка не вязать) (1 балл).
Фразеологизм значит «быть совершенно пьяным и не способным чётко и
членораздельно произносить слова» (1 балл).
Всего 2 балла