В комедии Фонвизина «Недоросль» очень хорошо показана тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и дворовых, поэтому образ хозяйки дома, помещицы Простаковой, и образы слуг играют главную роль в комедии.
Так как госпожа Простакова считает себя полноправной хозяйкой в доме, она может поступать со своими слугами и подчиненными, как захочет.
Няня Митрофанушки — Еремеевна — нянчится с ним с самого его рождения. Но сам Митрофан позволяет себе оскорблять Еремеевну. Она всячески опекает его, всегда готова защищать. Она предпочитает унижаться, как рабыня, когда ею недовольны. Когда же госпожа Простакова обвиняет ее в том, что она недостаточно внимательна к Митрофанушке, начинает плакать и говорить, что не жалеет жизни, служа своим хозяевам.
Еремеевна очень преданная слуга, но ее в доме не любят и наказывают по поводу и без. По ней мы видим, что ее холопская позиция для нее самой очень естественна, она живет так, не зная другого порядка вещей.
Второй слуга в доме — это Тришка — портной-самоучка. Хоть Простакова ведет себя по отношению к нему несправедливо, он не теряет уверенности. Когда его обвиняют в том, что кафтан для Митрофанушки сшит узко, он доказывает всем, что они не правы, и объясняет, почему так считает. Он не боится Простаковой и не льстит ей, даже когда она грозит наказанием. В результате Скотинин заявляет, что кафтан сшит хорошо. Качества Тришки показывают, что не все еще потеряно для крепостных людей, и можно добиться справедливости не только лестью и заискиванием перед господами, но и собственными хорошими качествами и разумным подходом.
Еще одну группу подчиненных людей Простаковой составляют учителя. Всего в доме три учителя: Вральман, Цыфиркин и Кутейкин.
Вральман выдает себя за учителя немецкого языка, хотя он работал три года кучером у Стародума. Он объясняет это тем, что его...
не брали в кучера, и он устроился учителем. Он не считает свой обман большим грехом, спокойно себя оправдывая: не работай он учителем — умер бы. Так как в то время было модно иметь в доме заграничных учителей, то Простакова платила Вральману больше, чем остальным. Она уважает Вральмана, потому что думает, будто он образован, бывал в столице и в свете. Вральман же нашел подход к Простаковой тем, что она не понимает наук: Вральману достаточно заявить, что Митрофан переучиться, и можно не выполнять своих обязанностей.
Математике Митрофана учит Цыфиркин — отставной сержант. Он нанимается к чиновникам проверять счета и подводить итоги и учит ребят на досуге. Уже третий год он может научить Митрофанушку дробям, обвиняет Вральмана в том, что тот потакает лени ученика. Считает, что ничему не обучил Митрофана за год, поэтому ему не за что платить: ведь когда он служил государю, рисковал жизнью в боях, а по-пустому никогда не брал. Цыфиркин проявляет благородные чувства, и Стародум вознаграждает его.
Учитель грамматики Кутейкин — семинарист епархии. У него почти нет образования, так как, поступив в младший класс духовной семинарии, возвратился назад: «убоялся бездны премудрости». В разговорах Кутейкин старается показать свои знания по Псалтири. Когда его отпускают, он включает в плату за год обучения также обувь и простой. А то, что Митрофан ничему не научился, это он считает не его делом.
На разных характерах слуг и учителей, мы видим, каким образом происходит взаимодействие между сословиями в комедии. Автор, обнажая проблемы неравноправия, показывает, что разумный и честный человек с чувством собственного достоинства, даже в положении подчиненного и униженного должен остаться человеком, с принципами и убеждениями. И хотя положительные герои у Фонвизина по своему ограничены, именно таким людям, несмотря на многовековое угнетение, удастся создать свободное общество.