В послевоенных условиях общественно-политическая жизнь в стране была довольно противоречивой. С одной стороны, существовали выраженные признаки культа личности Сталина, с другой — определенная часть общества стремилась к переменам.
Первым секретарем ЦК КП(б)Б до 1947 г. являлся П. К. Пономаренко, а с 1947 по 1950 г. — Н. И. Гусаров. Они не были белорусами, на руководящие должности назначались центральными органами власти. Авторитетом в народе пользовался П. К. Пономаренко — бывший руководитель Центрального штаба партизанского движения, однако вскоре он был отозван на другую работу за пределами республики.
Признаком послевоенного времени стало усиление репрессий, которые затронули почти все слои населения Беларуси. Политика репрессий в Беларуси связана с деятельностью министра государственной безопасности БССР Л. Ф. Цанавы. По его личному указанию были репрессированы многие известные партийные и государственные деятели, представители белорусской интеллигенции. В национализме и контрреволюционной деятельности был обвинен министр просвещения БССР П. В. Саевич, готовилась расправа над известным государственным и партийным деятелем С. О. Притыцким. В республике происходили аресты писателей, причем некоторые из них арестовывались неоднократно. Так случилось с В. Дубовкой, С. Граховским, А. Александровичем и др.
Усилению репрессий содействовала и сложная ситуация в западных регионах Беларуси. Тут продолжали вооруженную борьбу против Советской власти бывшие коллаборационисты и участники формирований Армии Крайовой. Они пользовались поддержкой у определенной части населения, недовольной проведением коллективизации. Жертвами антисоветских бандитских формирований становились партийные и комсомольские активисты, интеллигенция, военнослужащие. Ситуация в Западной Беларуси нормализовалась только к середине 1950-х гг.