Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные
заведения средневековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь
выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь —
латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая
разные эпохи.
Низшие церковные школы готовили в основном
приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке.
Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян.
Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религиозных песнопений).
Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же
молитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные
книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще
далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали
наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Не
мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далёкие
от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта
премудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розги.
Около
трёх лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала
на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на
пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма учились
изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения,
тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами
католического вероучения. Несмотря на это, многие воспитанники школы
навсегда проникались отвращением к зубрёжке, к чуждой им латыни и
выходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как читать тексты
богослужебных книг.