Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца 18 века. Драматург использует все средства cатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к «благородному» сословию далеко от взгляда стороннего человека:
«Я видел, -писал он, -От почтеннейших предков презренных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце» .
В «Недоросле» , по замечанию первого биографа Фонвизина, автор «уже не шутит, не Смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных» .
Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а
их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.
Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины.
До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, возраста, назначенного Петром 1
для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Воспитание детей - это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья и отдельности.
Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»