Предмет: математика
Класс: 2
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Тема: « Римские цифры»
Цель: ученик получит возможность читать и записывать числа с помощью римской нумерации.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.
Современные образовательные технологии: технология проблемного обучения.
Оборудование: М/медиа, презентация (Древний Рим, римлянин, часы с римской нумерацией), карточки.
Ход урока:
Организационный момент:
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, дружно сели.
Постановка учебной задачи и актуализация знаний.
– Ребята, запишите выражения в тетрадь и найдите значения
(на доске: 15-10 23-3 25-5 7+2 XI-IV)
Проверка.
- Какое выражение вызвало затруднение? Почему? (не знаем, что обозначают эти знаки)
- Это цифры, которые пришли к нам из древнего Рима. Как вы думаете, как они называются? (Римские).
- Ребята, для того чтобы решить выражение, чему мы должны научиться на уроке? (читать и писать римские цифры)
- Ребята, для чего нам ещё нужно знать римские цифры, вы, где нибудь встречались с ними? (на часах, в книгах, и т.д.)
3. Изучение нового материала
- У нас в гостях сегодня житель Рима, который приглашает нас в древний Рим, чтобы научиться пользоваться римской нумерацией.
( слайд : римлянин, древний Рим)
- Ребята, перед вами лежат карточки, на которых изображены арабские цифры, представьте, что вы древние римляне и вам необходимо записать римские цифры, как бы вы это сделали?
12345678910
(самостоятельная работа)
Проверка 2 человека у доски со своими вариантами.
- Ребята, давайте проверим кто прав?
-Как изобразили цифру 1? 3? Почему?
-Цифру 5?
- Ребята на руке 5 пальцев, чтобы не писать 5 палочек, стали рисовать руку, а вместо того чтобы рисовать всю руку её изображали знаком V.
- А как записали цифру 4?
- Запомните больше трех одинаковых цифр подряд писать нельзя! Запись чисел основана на математических действиях: сложении и вычитании. Меньшая цифра, которая стоит от большей справа прибавляется к ней, а стоящая слева вычитается.
-Как правильно записать цифру 6? А как вы записали цифру 10?
- Число 10 состоит из двух 5, поэтому изображали двумя пятёрками-одна стоит, как положено, а другая перевернута вниз X
-Ребята, а как записать числа второго десятка?
( 1 ученик у доски, остальные в тетради)
-Физминутка.
Закрепление нового материала
- Ребята, наш гость предлагает вам игру «Найди и исправь ошибку»
12345678910XIIIIVIVVIVIIIXIIVIII
(1ученик у доски, остальные на карточках самостоятельно)
Проверка.
- Молодцы, хорошо справились. А теперь игра «Наоборот»
На доске записаны римские числа, ваша задача записать их в тетрадь арабскими цифрами.
(самостоятельная работа)
Проверка.
-Молодцы! Отгадайте загадку:
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
- Гость наш предлагает вам ещё одно задание
Запиши время, которое показывают часы на рисунке римскими числами.
Слайд: с римской нумерацией
( 1 ученик у доски)
Проверка.
- Игра «Живые числа».
( У ученика карточка с числом, которое записано римской цифрой. Под музыку числа гуляют, как только музыка смолкла должны стать по порядку).
- Ребята наш гость приготовил вам трудное задание. Перед вами текст, в котором встречаются римские цифры. Прочтите его и запишите все числа, которые там встречаются арабскими цифрами.
Проверка.
- Молодцы, справились с заданием! Ребята, с какой проблемой мы с вами столкнулись в начале урока?
( не смогли найти значение выражения)
- А сейчас у нас получится решить нашу проблему? Давайте попробуем.
( находят значение выражения)
Проверка.
5. Рефлексия, итог.
- Ребята, ну и на последок наш гость приготовил задание для самых внимательных «Самый внимательный»
С/Р – запись римских чисел под диктовку.
Проверка.
- Молодцы! Справились и с этим заданием.
-Вам понравилось наше путешествие? Что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Давайте поблагодарим нашего гостя.
- Оцените свою работу на уроке. (светофоры)
- Молодцы! Спасибо за урок!