Формирование у учащегося целостной картины российской и мировой
истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для
понимания современного места и роли России в мире, важность вклада
каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство
знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.
В действующих федеральных государственных образовательных стандартах
основного общего образования, принятых в 2009–2012 гг., названы
следующие задачи изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития
человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к
месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма,
в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические
знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса
по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического
образования являются:
идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности
процессов становления и развития российской государственности,
формирования государственной территории и единого многонационального
российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового
исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли
в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная
солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его
исключительная роль в формировании российской гражданской
идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие
взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой
истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного
исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе
является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
посредством организации активной познавательной деятельности