В разных своих жанрах – календарно-обрядовой поэзии, эпическом
творчестве (былины, сказки) , несказочной прозе (предания, легенды) ,
исторических и лирических песнях, малых жанрах (пословицы, поговорки,
загадки) фольклор входит в русскую литературу.
В народных
сказках и произведениях древней литературы проявляется общность сюжетов
(бой с двенадцатиголовым змеем Ивана, спасающего царевну, в сказке «Два
Ивана – солдатских сына» повторяется в предании «Чудо Георгия со змеем»)
.
Уже в древнерусской литературе ощущается тесная связь с
фольклором. Фольклорные жанры многообразно входили в древнерусскую
литературу. Исторические предания, героические сказания, песни о
воинских походах нашли отражение в произведениях древнерусской
литературы и ее образной системе. Образы многих литературных героев
близки былинным. Они наделены богатырскими чертами, их величие
гиперболизировано. Враги напоминают сказочных чудовищ, персонажей
сказочных темных сил, врагов-великанов. Действия героев, их борьба с
противниками близки по описанию былинным и сказочным героям. Русские
богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович соотнесены с
героями древней литературы: Никитой Кожемякой, Пересветом и Ослабя.
Описание вражеской силы (движение несметных сил половцев) в «Слове о
полку Игореве» напоминает изображение врага в былине «Илья и
Соловей-разбойник» («у того ли города Чернигова нагнано-то силушки
черным-черно») .
Для древнерусской литературы, как и для
сказки, характерно перевоплощение-оборотничество героев, использование
повторов, символов, иносказательной речи персонажей, перенесение в
литературу из фольклора таких народно-поэтических элементов, как
постоянные эпитеты (черна земля, зелена трава, сине море, борзый конь и
т. п.) . И в былине, и в литературе действие чаще всего происходит в
Киеве. События, образы, природа в древней литературе напоминают
фольклорные. Здесь также звери и птицы (вой волков и лай лисиц, клекот
орлов, черные тучи, идущие с моря) , народно-поэтические символы
(кукушка, соловей) . Женские образы в древней литературе – Ярославна,
Ксения, княгиня Ольга, Феврония – близки к сказочным мудрым девам
(Василиса Премудрая, Марья Моревна) , песенному фольклору (Авдотья
Рязаночка) . И в древней литературе, и в сказке используются одинаковые
изобразительные средства, олицетворяющие природу (светлое-пресветлое
солнце, Днепр-Словутич, ветер-ветрило) и художественные элементы, в
частности повтор. Сам жанр плача, столь характерный для древнерусской
литературы, является фольклорным жанром.