.....
Верный Иоганнес («Верный Иоганнес») — один из типов немецкого фольклора — самоотверженный друг, в данном варианте (происходящем из области Цверн) слуга, в другом (из Падерборна) — королевский сын по имени Йозеф, помогающий сводному брату. В. И., узнав, что для счастья молодого короля, оставленного на его попечение умершим королем-отцом, по воле таинственной силы должно быть совершено три определенных поступка, берет их на себя, хотя ему известно и то, что после этого он превратится в каменную статую. Но подвиг В. И. только одно явление настоящей преданности, предусматривающей ответ со стороны, того, к кому она обращена. Со своей стороны, король, чтобы воскресить верного слугу, с готовностью приносит в жертву обоих своих детей, собственноручно их убивая. Затем та же таинственная сила вселяется в вернувшегося к жизни В. И., благодаря чему он в свою очередь воскрешает королевских детей. С именем героя связано представление о дружбе как о силе, созидающей всеобщее счастье.
Ганс и Гретель («Ганс и Гретель») — дети, олицетворяющие первозданное человеческое жизнелюбие и естественную стойкость в жизненных невзгодах, ведущую к справедливой победе над ними. Персонажи представлены в сказках немецких земель (Гессен и Швабия), а также Дании и Швеции. Образ детства, выводимый в фигурах Г. и Г., содержит в себе сочетание смекалки и находчивости с добротой, сострадательностью, способностью прощать: девочка без раздумий заталкивает в пылающую печь ведьму и страдает оттого, что уточке тяжело переправлять на себе через речку двоих; отцу, согласившемуся оставить их в лесу на верную смерть, дети с радостью приносят обретенное богатство, понимая, что он пошел на это из-за своей бедности. Качества, которыми наделены Г. и Г., становятся залогом установления порядка на земле; благоденствие юных героев оказывается прочно обеспечено не только благодаря сокровищам: смерть уносит злую мачеху. Молодое приобретает смысл истинно человеческого.
Железный Генрих («Король лягушек, или Железный Генрих») — один из примеров созданного народной фантазией образа верного слуги. Относится к числу «немецких» персонажей в собрании братьев Гримм (в отличие от таких, как Золушка, Красная Шапочка, Спящая красавица, встречающихся в сказках других народов); происходит из земли Гессен и считается одним из старейших в Германии. Слуга королевского сына, опечаленный тем, что его господин был превращен злой колдуньей в лягушку, стянул свое сердце тремя железными обручами, чтобы оно не разорвалось от страданий. Когда юношу освобождает от колдовства любовь девушки королевского рода, возвращая ему прежний облик, обручи один за другим спадают с сердца Ж. Г. Счастье человека — в благополучии того, кому он рожден служить, — такова мысль, стоящая за фигурой главного героя сказки. Образ, который использован для обрисовки персонажа — железный или стальной обруч на сердце (или на теле), был довольно широко распространен в Германии, начиная со средних веков, в песнях и в крупных произведениях, для передачи сильных переживаний, таких, как тоска, страх и т. п.......