«Масленица» (1916, ГРМ) – один из ярких примеров «кустодиевской» Руси – яркой, шумной и радостной. Тема праздника в данной работе решена посредством пейзажа. Автор всё видит цветным. Он никогда не писал снег белым, небо синим, солнце красным. Оранжевый цвет неба подчёркивает синие заснеженные деревья и сине-сиреневый дым из труб. Город красив и наряден, словно игрушечный. Герои гармонично существуют в природной среде. «Масленица» и другие полотна Кустодиева, как и картины Питера Брейгеля густо населены людьми. У русского живописца и у Брейгеля, зима сменяется весной, летом, осенью, и каждое время года имеет свою окраску, свой круг народных трудов, забот и развлечений. И неслучайно, ведь фламандская живопись казалась Борису Михайловичу россыпью живописных драгоценностей, запечатлевших самую что ни на есть простецкую жизнь во всей её естественности, непритязательности и причудливым разнообразием. В «Масленице» зритель следит за происходящим как бы с высоты птичьего полёта. Такая композиция позволила автору вместить в пейзаж всю панораму города и праздничную толпу. Художник показывает широкое масленичное гулянье: катание на санках, площадь с балаганами и каруселями, девушки с гармонистом и тройки… Они несутся прямо навстречу зрителю, обдавая его жарким дыханием коней. «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровным-гладнем разметнулась на полсвета… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?.. » Тройка – традиционный образ русского искусства, фольклора - символ дороги, широких просторов.
Бориса Михайловича можно назвать летописцем России. Фёдор Шаляпин писал о художнике: «Всем известная его удивительная и яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой… Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой весёлой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски».