Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть басни И. И. Дмитриева «Муха». Важно приучать детей к коллективному обсуждению прочитанного и объективному оцениванию выступлений одноклассников.
II. И. А. Крылов: страницы биографии. Показ презентации.
Чтение статьи учебника
После записи темы в тетради читаем статью учебника, посвященную жизни баснописца. Однако если на прошлом уроке биографическую статью о Дмитриеве читали вслух в классе, то теперь дети читают статью самостоятельно, чтобы потом ответить на вопросы по ее содержанию и рассказать о тех фактах, которые им показались особенно важными и интересными в жизни Крылова.
Большое место в статье занимает рассказ о Марии Алексеевне, матери Ивана Андреевича Крылова. Важно будет заметить, что сама Мария Алексеевна не знала грамоты (!), но понимала, насколько важно для человека образование; тем ценнее ее забота об обучении сына.
Завершая работу со статьей учебника, предложим детям подумать над вопросами, актуальными для самосознания учеников.
— Как вы понимаете, что такое самообразование? Насколько оно важно для современной жизни? Что нужно для того, чтобы человек мог заниматься самообразованием?
III. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик». Прослушивание басен.
При необходимости проводим словарную работу, учитывая, что дети часто не обращают внимания на непонятные им слова.
Словарная работа
«Осел и Соловей»
Велико ль подлинно твое уменье? — Действительно ли так велико твое уменье?
И томной вдалеке свирелью отдавался — издалека казалось, что звучит нежная и немного грустная (томная) свирель.
Внимало все — внимательно прислушивалось все.
Любимцу и певцу Авроры (Аврора — богиня зари в Древнем Риме) — соловей поет обычно на заре, словно прославляет зарю, поэтому он образно назван любимцем и певцом Авроры.
Изрядно — хорошо.
Сказать неложно — сказать по правде, откровенно говоря.
Боле навострился — лучше научился.
«Листы и Корни»
Отвечал... смиренно — отвечал смирно, покорно.
...Дерзко так считаться с нами стали — дерзко стали выяснять, кто важнее.
На коем вы цветете — на котором вы цветете.
Не станет дерева, ни вас — не станет ни дерева, ни вас.
«Ларчик»
...В глаза кидался — бросался в глаза, отличался от других.
...Пуще рвется — старается еще больше.
Затем стоит коллективно выбрать одну басню и со всем классом подготовить ее выразительное чтение так, чтобы дети могли легко выучить басню наизусть.
Большую помощь при осмыслении содержания басен окажут статьи учебника, следующие вслед за баснями.