УРОК № 23
ТЕМА:
«Складывание централизованного государства»
Тип урока: Урок-презентация
нового материала с элементами ролевой игры.
Цель:
• Уяснить, что процесс объединения сопровождался созданием централизованной
системы управления, узнать о появлении и задачах Боярской думы, Дворца,
церковного собора, казны, складывании местного управления, о начале
закрепощения крестьян – введении Юрьева дня.
• Способствовать формированию умения извлекать исторические знания из различных
информационных средств: исторического документа, карты, схемы, репродукций
художественных картин.
• Развивать историческое рефлексивное мышление через оценку информации,
высказывание собственной точки зрения на события, поступки исторических
деятелей с опорой на субъективный опыт.
• Способствовать воспитанию активных качеств личности, способности брать
ответственность на себя, развитию коммуникативных умений («давать совет») I. Подведение учащихся к формулировке темы урока и
совместному определению его задач:
«Вспомните, на прошлом уроке мы узнали о завершении образования единого по
территории государства. Но другой стороной этого процесса явилось формирование
системы управления страной из одного центра. Вы уже догадались, что тема урока:
«Складывание централизованного государства». Чтобы нам определить задачи урока,
вспомните признаки государства. (Учащиеся называют: единая территория, аппарат
управления, законы, налоги, войско)
«Было ли это в России в 15 веке при Иване III?»
(учитель обращает внимание детей на карту «Россия во второй половине
XV-началеXVIвека», (СЛАЙД №1), делают вывод о складывании территории и
объединении значительного количества земель) Как управлять такой большой
территорией, как удержать Ивану III власть, что нужно изменить для этого в
государстве?»
II. Изучение нового материала:
СЛАЙД №2
1.Возвышение великокняжеской власти. (СЛАЙД №3)
• Как в 15 веке стали называть великого князя? (Великий князь государь всея
Руси)
• Чем его власть отличается от власти прежних князей? (Распространялась на всю
страну, не «первый среди равных», а выше их)
• Вспомните, как Иван III пытался подчеркнуть свое особое положение? (женитьба
на Софье Палеолог)
• В чем вы видите политический смысл женитьбы на Софье Палеолог?
• Какой герб появился в государстве? Почему у орла две головы?
• Какие символы верховной власти появились?
Окружил себя пышным двором
Не только пышной жизни ради,
Но чтоб в Европе короли,
Чтоб Мухаммед, султан в Царьграде,
И папа римский знать могли,
Что Русь, доступная когда-то
Вторженьям варваров-врагов,