Макар Чудра” — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось
в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было подписано псевдонимом,
которому суждено было вскоре стать известным всему миру, — Максим
Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по
Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию,
разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий
ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но
всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях,
встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и
рассказы, многие из которых не дошли до нас.
В своих ранних
произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед
нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра.
Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни
на что не променял бы. Он считает, что крестьянин — раб, который родился
лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому
себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои
легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара —
Лойко Зобар и Рад-да — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной
свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь,
сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит
свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному
конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при
всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным
унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.
Особенностью
композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что
автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она
помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для
Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два
прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего
выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его
понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.
Другой особенностью композиции этого произведения является наличие
образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем
самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений
Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь,
глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме
ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с
гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих
людей, конечно, восхищают и привл
екают, но эти же черты и обрекают
их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они
не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Чтобы выразить
чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом
пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением
всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием
героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит
“по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста
прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился
сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и
торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной
чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает
все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не
скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и
то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.
Это первое
произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью
образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении
нового, незаурядного писателя.