Во второй половине девятнадцатого века русская литература и культура
переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят
важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения,
отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные
отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после
которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую
очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия
категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека» ,
его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что
подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в
русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого
развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был
тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих
чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои
эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального
зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к
народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из
основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные
Лермонтовым, Пушкиным, Гоголем, закрепляются, их произведения во многом
становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес
приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой
степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его
диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности".
Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное
событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно
нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших
преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух
лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и
экономические реформы постепенного изменения общественных отношений,
вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как
правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю
принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов, Чернышевский, а
либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин,
Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через
полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут
споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами
«гоголевского» направления, позже – между «почвенниками» и «западниками»
. Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной
критики» , поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски
писателей – реалистов приводят к новым художественным открытиям,
обогащению жанра романа, усилению психологизма. Во второй половине 19-го
века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф. М.
Достоевский (Бедные люди, Преступление и наказание ), И. С. Тургенев
(Отцы и дети, Записки охотника) , И. А. Гончаров (Обыкновенная история,
Обломов, Обрыв) , А. Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица,
Бесприданница, Свои люди - сочтёмся) , Н. А. Некрасов (Княгиня
Волконская, Кому на Руси жить хорошо), М. Е. Салтыков – Щедрин (История
одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина) , Л. Н. Толстой
(Война и мир) , А. П. Чехов (Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6,
Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).