Политическая ситуация на национальных окраинах. Процессы модернизации, происходившие в России, неизбежно вели к пробуждению национального самосознания населявших её народов. Ответом было усиление с 80-х гг. XIX в. правительственной политики русификации с такими её проявлениями, как пренебрежение к нуждам и чаяниям малых народов, ущемление их национальной культуры, ограничение прав автономных образований (Великого княжества Финляндского, Бухарского эмирата и Хивинского ханства), еврейского населения (черта оседлости, процентная норма в учебных заведениях). Попытки реформирования национального устройства не шли дальше проектов, пылившихся в царских канцеляриях. Чем более притеснялись интересы населения окраин империи, тем охотнее оно поддерживало требования оппозиционных сил национальной ориентации.
Не случайно первые нелегальные политические партии возникают именно в национальных районах. Уже в конце XIX в. были образованы: Армянский революционный союз «Дашнакцутюн», Литовская социал-демократическая партия, несколько польских и финских партий левого толка, Всеобщий еврейский рабочий союз (Бунд) и др.
Создание нелегальных общероссийских революционных партий. В 1901 г. оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), объединившая тех, кто считал себя наследниками революционных народников. В соответствии с этим её лидеры (В. М. Чернов, Μ. Р. Гоц, М. А. Натансон) сформулировали и наиболее важную, аграрную часть эсеровской программы: она предусматривала социализацию земли, т. е. уничтожение частной собственности на землю и передачу её в пользование общинам на основе уравнительного распределения. Подобное решение аграрного вопроса совпадало со стремлениями значительной части крестьянства. В политической части программы эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв на основе всеобщих равных выборов Учредительного собрания, которое должно было определить характер государственного строя послереволюционной России. У эсеров была твёрдая уверенность, что большинство населения выскажется за демократическую республику.
В борьбе за революционные преобразования эсеры предполагали опираться на народные массы, включая в это широкое понятие прежде всего крестьян, а также рабочих и городское мещанство. В этой среде они и вели свою агитацию. Но больше всего эта партия привлекала интеллигенцию, особенно молодёжь. Важнейшим средством борьбы эсеры считали индивидуальный террор. Боевая организация партии совершила в 1903—1905 гг. ряд успешных терактов, убив министров внутренних дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.
Незадолго до казни убийца великого князя эсер И. П. Каляев написал: «Я верил, что наконец мир сытых сократит свои аппетиты, пойдёт на уступки голодающим. Но, увы, я ошибся, и эта розовенькая вера мне стала противна, и во мне укреплялся бунтарский дух. Для меня жизнь заключалась в борьбе, законом служила бомба».