Петр и Феврония из славного русского города Мурома прославились своей праведной жизнью и великой любовью друг к другу еще при жизни. А история их любви настолько удивительна, что Русская православная церковь канонизировала князя Петра и его жену и сегодня святые Петр и Феврония почитаются как покровители семьи и брака.
Летописи сохранили мало сведений о князе Петре и его кроткой жене – известно лишь, что князь правил в Муроме с 1205 по 1228 годы и у супругов было трое детей: дочь Евдокия и сыновья Святослав и Юрий. Однако рассказы о жизни любящей четы передавались из уст в уста, и таким образом за многие века история их жизни стала больше похожа на сказку. Тем не менее я расскажу о жизни Петра и Февронии так, как рассказал о ней в XVI веке Ермолай Прегрешный, чья повесть о верных супругах стала одной из поэтических вершин русской литературы.
Итак…
К супруге князя Павла повадился летать поганый змей – творение самого сатаны. Прилетал этот змей в окно и садился на постель княгини в образе ее мужа – склонять несчастную женщину к блуду. Когда же княгиня поняла, кто на самом деле является ей по ночам, то рассказала мужу, а тот велел выпытать у змея: чем его извести можно? Женщина и спросила у мерзкой твари: «Мудрый ты, а все ли на свете знаешь, что и другим никогда не ведомо? Например, от чего умрешь сам и когда?» Змей, обманутый наивностью вопроса, ответил: «Умру я от Петрова плеча и от Агрикова меча!»
Князь Павел рассказал о словах змея брату, имя которого было Петр. Но что такое Агриков меч и где его искать? Петр был весьма набожен, и вот однажды во время поездки в монастырь неподалеку молодой монах указал княжичу на старый меч в щели у стены и сказал, что лежит это проржавевшее орудие здесь испокон веков, а зовут этот меч почему-то Агриковым!
Вернувшись к брату с мечом, Петр подстерег змея в тереме у княгини и убил его. Нелегко это далось Петру – змей-то был в образе его родного брата! Князю же Павлу Петр велел не выходить из своих покоев ни под каким видом, чтобы ненароком не пролить братской крови вместо крови мерзкого чудовища. Когда зарубил Петр порождение ада, кровь змея обрызгала его всего – и с этого дня заболел он проказой. Все его тело покрылось язвами и струпьями.
У многих врачей лечился Петр, но не принесло ему это никакого облегчения. И вот однажды услышал он, что в селе Ласково, что под Рязанью, есть умелые лекари, и велел везти себя туда, потому что сам сидеть на коне уже не мог.
Один из витязей князя, не зная, у кого спросить о лекарях, зашел в избу, стоявшую на краю, и застал там девушку, что пряла холст. Посмотрела на него девица и говорит: «Плохо, когда дом без ушей, а горница – без очей!» Гость удивился таким словам и спросил о родных девушки. Та ответила так же непонятно: «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат мой родной – сквозь ноги в глаза смерти смотреть!»
Когда же попросил он ее пояснить свои слова, она, засмеявшись, ответила: «Вошел ты в горницу, а я тут сижу неприбранная – а была бы на дворе собака, вот и были бы у дома уши! А если бы у меня был ребенок, он бы мне сказал, что ты у меня за спиной стоишь, был бы глазами горницы. Что до родителей – они пошли на похороны и плачут там. А когда они умрут – по ним тоже придут плакать, так что плачут они сейчас как бы взаймы. А про брата моего – так он у меня бортник, лазает по высоким деревьям, мед диких пчел собирает. И вот когда он стоит на ветке и земля далеко внизу, а рядом – пчелы злые да разъяренные, он и смотрит вниз, сквозь ноги в глаза своей смерти, потому что если пошатнется, то упадет и убьется!»
Рассказал витязь мудрой девице, что назвалась Февронией, о болезни Петра, и та сказала: «Приведи князя ко мне. Если он будет чистосердечен и кроток в речах своих, я его вылечу!» И добавила еще, что награды никакой, которую князь обещал, не хочет, а что желает, чтобы князь взял ее в жены.
Князь, на словах согласившись взять простую девицу Февронию в жены, подумал: «Негоже князю жениться на простолюдинке», – и, когда Феврония простым заговором на квас вылечила его, он одарил ее богатыми дарами и уехал к себе в Муром.
Феврония даров князя брать не захотела, а велела ему помазать квасом все струпья и язвы, кроме одной. Когда князь вышел из бани, кожа его была чистой, но от той одной язвы, что он не помазал, болезнь снова распространилась по его телу, и снова поехал он на поклон к Февронии.