АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ (араб. аббасийун) (750–1258) – вторая династия арабских халифов. Название династии происходит от имени дяди пророка аль-Аббаса. Принадлежность его к роду Хашим (откуда происходил и сам пророк Мухаммад) делало правление Аббасидов более легитимным. До монгольского завоевания 1258 года 38 аббасидских халифов правили в Багдаде, а после 1261 (до османского завоевания Египта в 1517) 17 халифов (некоторые – с перерывами) правили в Каире. При втором правителе аль-Мансуре (754–775) был основан Багдад, который стал одним из самых великолепных городов своего времени.
В отличие от Омейадов, Аббасиды всячески подчеркивали теократическую природу власти, что свидетельствует об усилении персидских традиций, особенно благодаря визирям из рода Бармекидов (при халифах аль-Махди и Харуне ар-Рашиде). Иранское влияние изменило характер управления государством. Халиф стал символом религиозной власти, что положило конец связям династии с арабской аристократией. Источником сплочения империи, по словам известного австрийского исламоведа Г. фон Грюнебаума, были уже не «„арабская нация", не арабы на руководящих постах, а династия, обеспечивающая исламское единство и, в конечном счете, целостность самого ислама». Правители стремились поддерживать равновесие между арабами и иранцами, которые привели династию к власти. На самом деле халифат времен Аббасидов представлял собой конгломерат племен и народов, стоявших на разных ступенях экономического, социально-политического и культурного развития.
В результате усилилось религиозное брожение в провинциях, возникли различные богословские школы. Кроме того, Алиды (потомки Али) не оставляли попыток вернуться к власти. Практически весь период правления династии то и дело вспыхивали мятежи и восстания. Возрождение персидских учений пророческого или мессианского характера, питаемое в иранских провинциях антиисламскими настроениями, способствовало росту народных движений.
Пытаясь централизовать судебную и административную систему, Аббасиды способствовали созданию фундамента для локальной юридической практики, опирающейся на предания о деяниях и высказываниях пророка (см. СУННА). Однако канонизации правовой системы не произошло, так как не удалось преодолеть региональные различия. Возникло несколько правовых школ, использовавших в качестве источников права Коран, хадисы, а также такие инструменты как иджма (согласованное мнение законоведов), рай (мнение) и кийас (суждение по аналогии), применявшиеся ими по-разному.
Легитимность власти халифа не могла быть подвергнута обсуждению. Но не было единомыслия по вопросу престолонаследия: многие халифы избирали преемников. Некоторые халифы приходили к власти в результате заговоров, например, аль-Хади (785–786) был удавлен и ему наследовал его брат Харун ар-Рашид. Аль-Кахир (932–934), не желавший отречься от престола, был ослеплен.
Характерной чертой первого периода правления династии стала полемика между приверженцами разных конфессий, юридических школ, сектантов, которая велась в атмосфере относительной религиозной терпимости. Но многообразию чуждых ортодоксальному суннизму представлений о мироустройстве, носивших печать немусульманских культур – манихейства и зороастризма, скептицизма и рационализма античной философии, сектантскому инакомыслию, суннитская ортодоксия могла противостоять, лишь обладая собственными идеологическими аргументами. Это стало возможно лишь после того как в 8–9 вв. сложился фикх – мусульманское право, а в 9–10 вв. – спекулятивная мусульманская теология, рождавшаяся в спорах по вопросам о всемогуществе Аллаха, его атрибутах, об источнике бытия и т.п. Основное направление развития религиозной философии определялось потребностью трактовать социальные невзгоды как недостаток веры. Возникло также рационалистическое учение мутазилитов (от араб. аль-му'атазила – «удалившиеся»), стремившихся упорядочить методы мышления, создать ясные теологические концепции.
Первые 300 лет правления Аббасидов отмечены всесторонним развитием культуры, науки, экономики и торговли. В халифате шел интенсивный процесс освоения культуры персидской и византийской империй, а также античного наследия. 10 век, по образному выражению швейцарского востоковеда А.Меца, стал периодом «мусульманского ренессанса» для арабской культуры. В Багдаде были созданы крупные научные центры (Дар уль-хикма – дом мудрости), включавшие в себя библиотеки, службы перевода и копирования рукописей.