В начале января 1598 г. со смертью царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей, потомков Ивана Калиты.
Ближайшими родственниками московских государей были бояре Романовы: первая жена Ивана Грозного происходила из этого рода. Глава семьи боярин Федор Никитич Романов приходился царю Федору двоюродным братом. Однако Земский собор в феврале 1598 г. избрал царем Бориса Годунова, шурина покойного царя, фактического правителя Московского государства при болезненном, тихом и богомольном сыне Ивана Грозного. В многочисленной семье Романовых Борис Годунов видел соперников и в 1601 г. подверг их опале. Федора Никитича постригли в монахи под именем Филарета и отправили в ссылку. Его жена Ксения Ивановна, происходившая из дворянской семьи Шестовых, также насильно была пострижена под именем Марфы. Их сына Михаила (род, в июле 1596 г.) с сестрой Татьяной, дядьями, тетками и другими родственниками сослали в отдаленные северные места.
Началось Смутное время, появились самозванцы. В апреле 1605 г. скоропостижно умер царь Борис, вскоре был свергнут и убит его сын Федор. Около года престол занимал Лжедмитрий I. После его свержения на престоле оказался выборный царь Василий Иванович Шуйский, происходивший из рода Рюриковичей. В июле 1610 г. царя Василия "свели" с престола, насильно постригли в монахи и увезли в Польшу, где он и умер. Власть перешла к боярам, в Смоленск было отправлено посольство во главе с Филаретом, ставшим к тому времени митрополитом, и князем В. В. Голицыным договариваться о приглашении на московский престол сына польского короля Сигизмунда III королевича Владислава. Переговоры затянулись, так как Сигизмунд хотел сам занять московский престол. По его приказу послов арестовали и отправили в Польшу. Поляки заняли Москву. Только в октябре 1612 г. ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило столицу. Страна была разорена, западные русские земли захватила Польша, а Новгород - Швеция.
В такой обстановке в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор для избрания нового царя. Прежде всего Земский собор постановил не возводить на престол никого из "иноверных" принцев, а выбрать кого-нибудь из "великих московских родов". Еще в 1610 г. патриарх Гермоген указывал на молодого Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета. В 1613 г. "на нем сошлись такие враждебные друг другу силы, как дворянство и казачество"