ПРОГРАММА КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа курса составлена на основе авторской программы Э. М. Раков-
ской (Раковская Э. М. Физическая география России. Пояснительная записка, программа /
Программы дисциплин предметной подготовки по специальности география. Для педаго-
гических университетов и институтов. – М.: Изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 2000),
адаптированной к требованиям ГОС 2005 года.
Курс физической географии России состоит из введения и двух частей: общего и
регионального обзора природы. Во введении раскрывается географическое положение
России, дается характеристика морей, омывающих территорию страны, кратко рассматри-
вается история изучения России в современных ее границах. В общем обзоре дается по-
компонентная характеристика природы и природных ресурсов всей страны. Завершается
общий обзор рассмотрением теоретических вопросов физико-географического райониро-
вания страны.
9
В региональной части курса природа изучается в зональном и региональном аспек-
те. Основное внимание сосредоточивается на рассмотрении физико-географических стран.
Обосновывается выделение, раскрываются характерные черты и специфические осо-
бенности каждой физико-географической страны, рассматриваются природные ресурсы
стран и возникающие в их пределах эколого-географические проблемы. Завершается ха-
рактеристика стран физико-географическим районированием и выборочным изучением
выделяемых в их пределах более дробных регионов.
Сочетание компонентного и комплексного подходов к изучению природы обеспе-
чивает создание достаточно полного представления о природной основе развития хозяй-
ства России и условиях жизни населения.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание и задачи курса, его место в общей системе подготовки учителя гео-
графии. Его значение как опорного для курсов экономической и социальной географии
России и курса геоэкологии. Роль физической географии в научном обеспечении органи-
зации охраны природы, рационального природопользования и оптимизации окружающей
среды.
Характеристика основной литературы и картографических источников по курсу.
Географическое положение
Географическое положение и границы России. Влияние географического положе-
ния страны на формирование природных условий. Площадь России и разнообразие при-
родных условий и природных ресурсов в ее пределах. Влияние особенностей географиче-
ского положения России на развитие хозяйства и жизнь населения.
Моря, омывающие территорию России
Моря Северного Ледовитого океана. Общность их происхождения, геологическая
молодость. Рельеф дна. Положение за полярным кругом и его влияние на особенности
природы. Климатические условия, температура и соленость морской воды, течения. Льды
и их распространение. Органический мир. Природные ресурсы. Северный морской путь.
Моря Тихого океана. Их положение на стыке океанической и континентальных ли-
тосферных плит и большая протяженность с севера на юг. Влияние географического по-
ложения на особенности природы морей. Рельеф дна, климатические и гидрологические
особенности, органический мир. Природные ресурсы.
Моря Атлантического океана: Балтийское, Черное и Азовское. Общие черты их
природы и особенности, связанные с географическим положением каждого моря. Биоло-
гические и рекреационные ресурсы, морей.
Каспийское море – внутреннее море-озеро. Колебания уровня моря и их влияние на
природу моря.
Важнейшие вехи в истории географических исследований России
Первоначальные сведения о территории отдельных регионов, входящих ныне в со-
став России, у античных географов и в источниках раннего средневековья.
Накопление первоначальных географических сведений о территории России в рус-
ских источниках в IX - XVI вв. Сведения о природе в монастырских летописях. Землепро-
ходцы и их роль в изучении Сибири. Петровская эпоха – начало научных исследований
территории России. Великая Северная (Сибирско-Тихоокеанская) экспедиция. М. В. Ло-
моносов и его роль в развитии географии. Организация и деятельность географического
департамента Российской академии наук. Труды С. П. Крашенинникова и П. И. Рычкова –
первые образцы региональных географических работ. Академические экспедиции второй
половины XVIII в. Учреждение Русского географического общества (1845 г.).
Вторая половина XIX в. – период крупных экспедиционных исследований. Заслуги
в изучении страны П. П. Семенова-Тян-Шанского, А. И. Воейкова, Г. И. Танфильева, В. В.
Докучаева, Д. Н. Анучина.
10
Советский период в изучении территории страны. Отраслевые и комплексные экс-
педиции, их значение в изучении природы страны. Изучение северо-востока Сибири. Ис-
следования советских ученых в Арктике. Значение работ Л. С. Берга, А. А. Григорьева.
Прикладные географические исследования. кладчатостей.