Имя А.П. Бородина широко известно не только в музыкальном, но и в научном мире. Как ученый-химик он сделал несколько открытий, не потерявших актуальности и по сей день. Как музыкант - подарил миру оперу "Князь Игорь", две симфонии, ряд камерных и вокальных произведений. Вроде бы немного по сравнению с другими композиторами. Но дело в том, что всю жизнь Бородину приходилось разрываться между двумя призваниями - музыкой и химией.
Первое музыкальное произведение Александр сочинил в 9 лет, к тому времени он уже учился играть на флейте и фортепьяно, а чуть позже самостоятельно овладел виолончелью. С Мишей Щиглевым, своим лучшим другом, он сыграл в четыре руки почти все симфонии Бетховена и Гайдна, оба увлекались Мендельсоном. Живя в Петербурге, друзья часто посещали концерты в Павловске, играли в любительских ансамблях. В четырнадцать лет Бородин сочинил концерт для флейты в сопровождении фортепьяно.
Бок о бок с музыкой шло и другое увлечение Александра - химия. По воспоминаниям современников, весь дом, в котором мальчик жил с матерью, пропах химическими веществами, повсюду стояли колбы, реторты и другие принадлежности для опытов.
Бородину не исполнилось еще и шестнадцати лет, когда он поступил в Медико-хирургическую академию, где добился больших успехов. Музыку он не забывал, но занимался ею время от времени, сочинения никому не показывал, считая их любительскими, не более того. "Мне как-то совестно сознаваться в своей компози-торской деятельности, - говорил Бородин. - Оно и понятно. У других она прямое дело, обязанность, цель жизни - у меня отдых, потеха, блажь, отвлекающие меня от прямого настоящего дела - профессуры, науки..."
В 1858 году Бородин, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины и на три года уехал на стажировку за границу, а по возвращении стал профессором Медико-хирургической академии. К тому времени его научные труды уже получили известность и в России, и за рубежом.