Как оценивать деятельность Александра 1?

0 голосов
51 просмотров

Как оценивать деятельность Александра 1?


История (26 баллов) | 51 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Сложность и противоречивость его личности нельзя сбрасывать со счетов. При всём разнообразии отзывов современников об Александре, все они совпадают в одном — признании неискренности и скрытности как основных черт характера императора. Истоки этого надо искать в нездоровой обстановке императорского дома.

Екатерина II обожала внука, называла его «господин Александр» , прочила, минуя Павла, в наследники трона. Августейшая бабушка фактически отобрала ребёнка у родителей, установив только дни свиданий, сама начала заниматься воспитанием внука. Она сочиняла сказки (одна из них, «Царевич Хлор» , дошла до нас) , считая, что литература для детей находится не на должном уровне; составила «Бабушкину азбуку» , своеобразное наставление, свод правил для воспитания наследников престола, в основу которого положены идеи и взгляды английского рационалиста Джона Локка.

От своей бабушки будущий император унаследовал гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актёрской игре, граничащую с двуличием. В этом Александр едва ли не превзошёл Екатерину II. «Будь человек с каменным сердцем, и тот не устоит против обращения государя, это сущий прельститель» , — писал М. М. Сперанский.

«Искренний, как человек, Александр был изворотлив, как грек, в области политики» — таков отзыв Шатобриана.

Великие князья — братья Александр и Константин Павловичи — воспитывались по-спартански: вставали рано, спали на жёстком, ели простую, здоровую пищу. Неприхотливость быта помогала впоследствии переносить тяготы военной жизни.

Главным воспитателем наследника стал швейцарский республиканец Федерик Сезар Лагарп. В соответствии со своими убеждениями, он проповедовал могущество разума, равенство людей, нелепость деспотизма, гнусность рабства. Влияние его на Александра I было огромно. В 1812 году император признавался: «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра»

(107 баллов)