Химия — наука интересная, сложная и потенциально опасная. Опасность
представляют не теоретические знания о веществах, их свойствах и
превращениях, но, в первую очередь, химический эксперимент, который
является неотъемлемой частью процесса обучения химии. Под понятием
«химический эксперимент» подразумевается средство обучения химии в виде
специально организованных и проводимых опытов с веществами (реактивами),
включаемых учителем в учебный процесс с целью познания, проверки или
доказательства учащимися известного науке химического факта, явления или
закона, а также для усвоения обучающимися определенных методов
исследования химической науки.
При проведении химического эксперимента опасными могут быть:
работа с любым химическим оборудованием;
контакт с химическими веществами;
процесс химической реакции (выделение газа, бурное протекание, выброс вещества из пробирки и т. д.);
создание условий протекания реакции (нагревание или охлаждение).
В
Федеральном государственном образовательном стандарте 2010 года
определено [3], что изучение предметной области «Естественные науки»
должно обеспечить сформированность навыков безопасной работы во время
проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при
использовании лабораторного оборудования.
Предметные результаты изучения области «Химия» должны отражать:
формирование
умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а
также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретение
опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их
превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
формирование
представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и
экологических катастроф.
Одна из главных целей основного общего
образования по химии заключается в формировании умений безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни. Предметным
результатом освоения выпускниками основной школы программы по химии
является умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других
травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
В
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
2010 года школы рекомендуется оснащать обучающей цифровой лабораторной
техникой, предназначенной для учебной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, для формирования у обучающихся навыков цифрового
измерения результатов проведения натуральных экспериментов в пределах
учебного помещения и вне его [2]. Модуль лабораторного и
демонстрационного оборудования должен состоять из обучающей традиционной
лабораторной учебной техники и включать в себя традиционные
лабораторные приборы, используемые при постановке экспериментов,
наблюдений и опытов. Следовательно, учащиеся должны будут освоить не
только компьютерное проектирование химических процессов, но и научиться
проводить безопасный химический эксперимент с использованием простейшего
лабораторного оборудования.
Впервые приступая к выполнению
практической работы по химии, учащиеся изучают «Правила безопасной
работы в химической лаборатории». Знание этих правил является
необходимым условием выполнения ученического эксперимента и обязательно
контролируется учителем.
Перечень «Правил безопасной работы в
химической лаборатории» в различных учебниках для 8-го класса неодинаков
и может варьироваться от десяти до двадцати пунктов правил. Например, в
учебнике для 8-го класса под редакцией Е.Е. Минченкова [4] перечень
правил состоит из одиннадцати пунктов, а в учебнике П.А. Оржековского,
Л.М. Мещеряковой, Л.С. Понтак — из восемнадцати, и является более
подробным (см. табл. 1). Рассматриваемые учебники, входящие в
федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе, были разработаны в соответствии со стандартом
предыдущего поколения, в котором также предполагалось знание правил
безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами,
химической посудой и простейшим оборудованием.