ФРАНЦУ́ЗСКИЙ РЕНЕССА́НС — эпоха Возрождения в культуре Франции XVI в. В отличие от Итальянского и Северного Возрождения, в данном случае органичнее звучит французская форма термина (франц. renaissance — "возрождение").
Искусство французского Ренессанса имеет существенные особенности, отличающие его от аналогичных тенденций в искусстве других стран, прежде всего Италии. Деятельность французских художников была тесно связана не с идеалами свободы городов-республик, а с интересами королевского двора и католическойцеркви.
Следующая особенность заключается в том, что французский Ренессанс развивался позднее, чем ренессансные тенденции в Нидерландах и Италии и поэтому носил в значительной мере вторичный характер. Идеи Возрождения зрели в средневековой Франции, но новые художественные формы привнесли во Францию итальянские мастера.
Итальянские художники опирались на античные традиции своей родины, для французов национальная традиция — готическоеискусство. И хотя древние римляне оставили на территории Франции, в особенности южной — в Арле, Марселе, Ниме, Эксе, Авиньоне, значительное количество архитектурных памятников, составивших основу развития средневекового романского искусства, классицистические формы оставались для французов чужими.
Поэтому в искусстве французского Ренессанса XV—XVI в. и даже позднее сохранялись готические традиции. Более того, в архитектуре французского Ренессанса композиция зданий, и планировочные решения оставались традиционно-средневековыми, а на поверхность стен как бы накладывался ренессансный декор. Таким же образом отдельные "итальянизмы" проявлялись в оформлении интерьеров.
При французских королях Карле VII (1422—1461) и Карле VIII (1483—1498) влияние итальянскогоискусства было поверхностным. Когда же итальянскиемастеранепосредственно и активно работали при французском дворе (середина и вторая половина XVI в.), в Италиинаблюдался спад художественной активности и идеалы Высокого Возрождения уступали место искусству Маньеризма. Поэтому именно маньеристский стиль, соединяясь с местными готическими традициями, и определял характерный "стиль школы Фонтенбло", или "французскую работу" (итал. opera francese).
Наряду с этим французскому Ренессансу присуща особая "joie de vivre" (франц., "радость жизни") — выражение, которое часто применяют для обозначения характерного галльского мироощущения, настроений куртуазности и рыцарских традиций эпохи поздней Готики.
В 1542 г. во Франции был издан трактат древнеримского зодчегоВитрувия. В 1541—1543 гг. на службе у короля Франциска I состоял итальянский архитектор Дж. Виньола, автор трактата "Правило пяти ордеров архитектуры" (1562). С 1541 г. по приглашению короля Франциска I в Фонтенбло работал итальянский архитектор Себастьяно Серлио (1475—1554), у себя на родине строивший в "сельском стиле". В Париже он опубликовал две книги о геометрии и перспективе (1545), трактаты "О храмах" (1577), "О порталах"(1551). В 1559 г. Ж.-А. Дюсерсо Первый, изучавший трактаты Серлио, издал собственную "Книгу об архитектуре".
Средневековые за́мки по течению р. Луары "одевались в ренессансные костюмы". Ренессансными по настроению, но готическими по форме являются французские отели, знаменитые постройки госпиталя в Бонэ (1443—1448) и дом банкира Ж. Кёра в Бурже (1445—1451). Архитектор П. Леско и скульптор Ж. Гужон в 1546—1555 гг. возводили новый, ренессансный западный фасад Лувра в Париже.