В 1493 году московский князь Иван III принял титул «Государь всея Руси», который в символическом и юридическом смыслах закреплял создание единого Московского государства как политического центра Восточной Европы.
И ныне же, в последняя сиа лето, якоже и в перваа, прослави Бог сродника его (Владимира Святого), иже в православии просиавшего, благовернаго и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, новаго царя Констянтина, новому граду Констянтину - Москве и всей Русской земле и иным многим землям государя.
Эсхатологические ожидания конца XV века, 7000 г. (1492-1493 гг.) Приписываемое священномученику Мефодию сочинение было известно на Руси со времен летописца Нестора. Оно излагает историю мира от его сотворения, а также содержит предсказания о конце седьмого тысячелетия, когда и должен произойти конец света.
«Погублену же бывшу царству Перскому встанут абие сынове Измайловы и Агарене… И будет пришествие их показание немилостивно… Тогда внезапу въстанет на них Царь елинскы сиречь греческы с яростию великою… И попленит жены и чада их… И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли... И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром. И обновят грады и свободетсе священници от бед своих и почиют человецы во время оно от скорбей своих…»
Это древнее откровение во многом дало идеологическую основу для роли Государя всея Руси как в самой стране, так и за ее пределами. В позднейших русских переработках «Откровения» под «Царем эллинским» прямо понимается русский государь:
«Восстанет Христианское колено и будет ратоборствовать с Бусурманы, и мечом своим погубит я, и жены их в неволю загонит, и побьет чада их, и пойдут сынове Измайловы под меч в пленение и невольное утеснение… И будет Царство Христианско над вси царства превознесено».
Эсхатологические ожидания конца XV века, 7000 г. (1492-1493 гг.)
Истрин В. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. М., 1897