Булат Окуджава
По
Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою, как твои глаза, —
две
вечерних звезды — голубых моих судьбы.
По
Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо,
все нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо —
покороче
б, наверно, дорога мне легла.
По
Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две
холодных звезды голубых глядят, глядят.
Песня «По смоленской дороге» написана Булатом Окуджавой в
1960 и посвящена Ж.Б. - молоденькой актрисе Жанне Болотовой, огромные голубые
глаза которой не оставили поэта равнодушным.
Но она вечном – о трудной любви и ее роли в
судьбе. О непонимании, разладе, отсутствии взаимности. О стремлении с помощью дел
и километров побороть чувство - и о невозможности сделать это. Тяготы дороги и
метель в лицо не мешают ощущать присутствие любимого человека. Не его глаза
сравниваются со звездами, наоборот, звезды – с любимыми, но холодными глазами.
Тема: дорожные размышления о любви и разлуке.
Идея:
любовь вплетена в судьбу.
Композиция стихотворения подчинена
ходу размышлений. В первой строфе вечерние звезды ассоциируются с глазами любимой, от их
выражения зависит судьба лирического героя. Вторая строфа пронизана озареньем, что если бы его любили, судьба, может,
была бы проще и легче. Но никто не удержал, не обнадежил. И третья строфа с
болью констатирует холод.
Основным художественным
приемом - указывающим на принадлежность к песенному жанру - является повтор. «Смоленская
дорога» и ее приметы (столбы и леса по обочинам) повторяются неоднократно.
Эпитеты холодные и вечерние голубые
звезды.
Сравнение: звезды, как глаза.
Метафоры: кольцо руки, и, наверное, дорога –судьба..
Рифмы в строфах перекрестные: 1-3; 2-4. Мужские: акцент на последний
слог.
Ритмика своеобразная. В каждой
строчке три анапестовые стопы, а затем две ямбовых. Но т.к. это песня,
получается мелодично и выразительно.
Бардовская песня –
особый жанр. Здесь достигается полное единство слов, мелодии и исполнения.
Личность автора проявляется в полной мере. Но каждый, напевая эти строки,
вкладывает в них что-то свое, частичку своей души, судьбы, характера. «По
смоленской дороге» я часто напеваю одна и всегда готова подхватить.