Цели
1. Борьба за лидерство. Обычно в классе учится один-два сильных
харизматичных лидера, которые быстренько занимают свои позиции и умело
верховодят в коллективе. Но если в классе много ребят с ярко выраженными
лидерскими наклонностями, то начинается борьба за лидерство. Порой с
применением, как принято сейчас говорить, «грязных технологий» .
2.
Борьба за место под солнцем. Дети соревнуются, кто из них самый
достойный, сражаются за любовь и внимание учителя. Эта борьба характерна
не только для лидеров, но и для детей с мягким, незлобивым характером.
3.
Борьба за статус ученика. Особенно это характерно для девочек,
некоторые из них рьяно мечтают о статусе первой ученицы в классе,
«звезды в тумане» . Отсюда и манипулирование сознанием учащихся,
общественным мнением.
Методы и способы
Если в классе
доминируют материальные ценности, статус ребенка в группе будет зависеть
от того, как он экипирован и с чем приходит в школу. Пробить такую
среду интеллектом, увлечениями, способностями – очень трудно. Хотя
сильным детям это удается. Они не только становятся лидерами таких
классов, но и меняют ценности. Так иногда случается в частных школах,
когда лидером становится сын или дочь учительницы. Но вообще, одеваться
по моде - это очень важно для подростковой среды.
Прежде всего,
это открытая конфронтация. Подростки-лидеры экстремальнее в выборе
средств давления на тех, кто не хочет быть их последователями. Такое
крайнее средство воздействия на несогласного как бойкот – распространено
именно в подростковой среде. Также используются тайные интриги, которые
очень распространены в школе.