Лаголы переходные и непереходные
Различаются глаголы переходные и непереходные.
Переходные
глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они
могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без
предлога, отвечающее на вопрос кого? '/что? ', писать статью, вязать
свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1)
если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял
задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время —
не терять времени;
2) если действие переходит не на весь
предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт
речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.
При
определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и
значение существительного в форме винительного падежа — оно должно
называть объект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить
неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и
стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.
п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный)
овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .
Глаголы,
которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются
непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в
музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.
Примечание.
Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение
глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом —
непереходным. Ср. : Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный
глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный
глагол) ; Завтра я поеду одна, буду учить (непереходный глагол) в школе
и всю свою жизнь отдам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ;
учить уроки (переходный глагол).