ХVШ
в. в жизни народов Европы и Америки - это
время величайших культурных,
социально-экономических и политических
сдвигов. В исторической науке эпоха
Нового времени обычно связьшается с
утверждением буржуазных отношений в
Западной Европе. Действительно, это
важная, социально-экономическая
характеристика данной эпохи. Но в
Новое время одновременно с этим процессом
происходили и другие глобальные
процессы, охватившие структуру цивилизации
в целом. Становление в Западной Европе
эпохи Нового времени означал цивилизационный
сдвиг: разрушение устоев традиционной
европейской цивилизации и утверждение
новой. Этот сдвиг получил название
модернизации.
Модернизация
- это сложный многогранный процесс,
протекавший в Европе в течение
полутора столетий и охвативший все
сферы жизни общества. В сфере производства
модернизация означала индустриализацию
- постоянно нарастающее использование
машин. В социальной сфере модернизация
тесно связана с урбанизацией - небывалым
ростом городов, который привел к
преобладающему их положению в
экономической жизнедеятельности
общества. В политической сфере модернизация
означала демократизацию политических
структур, закладывание предпосылок для
формирования гражданского общества
и правового государства. В духовной
сфере модернизация связана с секуляризацией
- высвобождением всех сфер общественной
и личной жизни из-под опеки религии и
церкви, их обмирщения, а также интенсивное
развитие грамотности, образования,
научного знания о природе и обществе.
Все
эти неразрывно связанные друг с другом
процессы изменили эмоционально-психологические
установки человека, его менталитет. Дух
традиционализма уступает место
установкам на изменение и развитие.
Человек традиционной цивилизации
был уверен в стабильности окружающего
его мира. Этот мир воспринимался им как
нечто неизменное, существующее согласно
изначально данным Божественным законам.
Человек Нового времени считает возможным
познать законы природы и общества и на
основе этого знания изменить природу
и общество в соответствии со своими
желаниями и потребностями.
Государственная
власть, социальное устройство общества
также лишаются божественной санкции.
Они истолковываются как человеческий
продукт и подлежат, если это нужно,
изменениям. Неслучайно Новое время -
это эпоха социальных революций,
сознательных попыток насильственно
переустроить общественную жизнь. В
целом можно сказать, что Новое время
создало Нового человека. Человек Нового
времени, модернизованный человек - это
мобильная личность, которая быстро
приспосабливается к изменениям,
происходящим в окружающей среде.
Просвещения.
Идейной основой модернизации общественной
жизни в Новое время стала идеология
Просвещения. XVIII в. в Европе также называют
эпохой Просвещения. Деятели эпохи
Просвещения оставили глубокий след в
философии, науке, искусстве, литературе
и политике. Они выработали новое
мировоззрение, призванное раскрепостить
человеческую мысль, освободить ее от
рамок средневекового традиционализма.
Философской
основой мировоззрения эпохи Просвещения
был рационализм. Идеологи Просвещения,
отражая взгляды и потребности буржуазии
в ее борьбе против феодализма и его
духовной опоры католической церкви,
рассматривали разум как наиболее
важную характеристику человека,
предпосылку и наиболее яркое проявление
всех его других качеств: свободы,
самодеятельности, активности и т. д.
Человек, как разумное существо, с точки
зрения деятелей Просвещения, призван
переустроить общество на разумных
основаниях. На этой основе декларировалось
право людей на социальную революцию.
Существенную черту идеологии эпохи
Просвещения отмечал Ф. Энгельс: "Великие
люди, которые во Франции просвещали
головы для приближающейся революции,
выступали крайне революционно.
Никаких внешних авторитетов какого-то
бы то ни бьшо рода они не признавали.
Религия, понимание природы, государственный
строй -все должно было быть подвергнуто
самой беспощадной критике, все должно
было, предстать перед судом разума
и либо оправдать свое существование,
либо отказаться от него, мыслящий
рассудок стал единственным мерилом
всего существующего" (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 20.- С. 16).
Европа
ХУШ в. в цивилизационном отношении еще
не представляла собой целостное
образование. Народы Европы отличались
по уровню экономического развития,
политической организации, характеру
культуры. Поэтому идеология Просвещения
в каждой стране отличалась своими
национальными особенностями.
В
наиболее ярких, классических формах
идеология Просвещения развивалась
во Франции. Французское Просвещение
XVIII в. оказало значительное воздействие
не только на собственную страну, но и
на целый ряд других стран. Французская
литература и французский язык сделались
модными в Европе, а Франция стала центром
всей европейской интеллектуальной
жизни.
Крупнейшими
представителями французского Просвещения
были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ),
Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах,
К.А. Гельвеций, Д. Дидро.