Была ли возможна модарнизация в западной европе без ограбления европейцами открытых ими...

0 голосов
41 просмотров

Была ли возможна модарнизация в западной европе без ограбления европейцами открытых ими земель


История (15 баллов) | 41 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

ХVШ в. в жизни народов Европы и Америки - это время величайших куль­турных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связьшается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная, социально-экономическая характе­ристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происхо­дили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, протекавший в Ев­ропе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией - небывалым ростом городов, который привел к преоб­ладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского обще­ства и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секу­ляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие гра­мотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоцио­нально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традициона­лизма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традицион­ной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить приро­ду и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лиша­ются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Неслучайно Новое время - это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобиль­ная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходя­щим в окружающей среде.

Просвещения. Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время ста­ла идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просве­щения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззре­ние, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рациона­лизм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассмат­ривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Про­свещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой ос­нове декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: "Великие люди, кото­рые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступа­ли крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни бьшо рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно бы­ло, предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо от­казаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего сущест­вующего" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.- С. 16).

Европа ХУШ в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения разви­валась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Воль­тер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

(196 баллов)
0

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией про­светители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, от­носящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обще­стве, как в Англии и Шотландии.

.

0

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Вен-сенском замке (королевская тюрьма), Вольтер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги "Об уме". По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 г.

0

и т.д