1) Чтобы читать лекции хорошо,1 |то естьнескучно
и с пользой для слушателей|,2 нужно,3 |кроме таланта|,4 иметь сноровку и опыт
(А. Чехов).
1 – запятая выделяет пояснительную
конструкцию с союзом то есть;
2 – запятая разделяет придаточное и главное
предложение в сложноподчиненном;
3 и 4 – запятая выделяет уточняющее
обособленное дополнение.
2)
Мы отправились и бродили долго, |до вечера|
(И.Тургенев).
(запятые
выделяют уточняющее обособленное обстоятельство времени)
3)
Шагах в десяти от входа в туннель, |у самого
шоссе|, стоял одинокий домик (Н.Островский).
(запятые
выделяют уточняющее обособленное обстоятельство места)
4)
Кольчатый тюлень, |или нерпа|, относится к
числу ластоногих (В.Арсеньев).
(союз ИЛИ присоединяет пояснительный член
предлож., конструкция выделяется запятыми)
5) Ступай домой, |и притом быстренько| (О.Кетлинская).
(запятая
выделяет присоединительную конструкцию с союзами и притом)