Из книги русского религиозного философа Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»:
Марксисты сознавали себя реалистами, потому что развитие капитализма в это время в России действительно происходило <...> Марксисты с презрением нападали на утопический социализм народников <...> При этом их интересовало не столько само экономическое развитие России как положительная цель и благо, сколько как образование орудия борьбы. Такова была их революционная психология <...>
Марксизм — более сложное явление, чем обыкновенно думают <...> Марксизм утверждает, что экономика определяет всю человеческую жизнь, от нее зависит не только все строение общества, но и вся идеология, вся духовная культура, религия, философия, мораль, искусство <...> В человеке мыслит и творит не он сам, а социальный класс, к которому он принадлежит, он мыслит и творит как дворянин, крупный буржуа или пролетариат <...> Такова одна сторона марксизма.
Власть экономики в человеческой жизни не Марксом выдумана, и не он виновник того, что экономика так влияет на идеологию <...> Маркс увидел это в окружающем его капиталистическом обществе Европы. Но он обобщил это и придал этому универсальный характер <...>
Маркс создал настоящий миф о пролетариате <...> Марксизм не есть только наука и политика, но есть также вера, религия. И на этом основана его сила.
Революция для русских революционеров была религией и философией, а не только борьбой, связанной с социальной и политической стороной жизни.
Должен был выработаться русский марксизм, соответствующий этому тоталитарному инстинкту. Это — Ленин и большевики.
1.Что вы знаете об авторе этого документа?
2.Выделите основные идеи документа.
3.В чем видит автор главное отличие марксизма от народничества?
4.Почему автор называет марксизм религией? Как вы понимаете это образное выражение?
5.Найдите в документе ответ на вопрос, почему Россия оказалась столь восприимчива к идеям марксизма.
6.Согласны ли вы с утверждениями автора? Обоснуйте свое мнение