1) О б о с н у й т е у м е с т н о с т ь з а г л а в и я. В задании приведены
две начальные строфы стихотворения Бориса Пастернака «Сон». И речь идет о сне
лирического героя, в котором отражены нелегкие отношения с любимой. Поскольку
весь сон пронизан осенним настроением, стихотворение можно также назвать «Осенний
сон».
2) К а к о в а о с н о в н а я м ы с л ь т е с т а ? Любовь – это длительный осенний сон.
3) Определите опорные слова в каждой строфе?
1 строфа СОН – герою снится любимая и их отношения.
2 строфа: ОСЕНЬ. Время идет, но отношения подобны осени:
тянутся, как затяжной дождь, но все равно красивы, как осень с ее красками.
4) К а к в ы в о с п р и н я л и с т и х о т в о р е н и е . Ч т о м о ж е т е с к а з а т ь о п о з и ц и и А в т о р а ? Мне
стихотворение нравится, оно очень красивое, с необычными образами. Автор грустит
вместе со своим лирическим героем.
5) О п р е д е л и т е с т и х о т в о р н ы й р а з м е р , н а р и с у й т е с х е м у с т и х а и о п р е д е л и т е с п о с о б р и ф м о в к и. Пятистопный ямб с перекрестной рифмой, в 1-и 3 строках рифмы женские,
во 2 и 4 –мужские.
- ! / - ! / - ! / - ! / - ! / -
- ! / - ! / - ! / - ! / - !
- ! / - ! / - ! / - ! / - ! / -
- ! / - ! / - ! / - ! / - !
6) Ч т о п е р е ж и в а е т л и р и ч е с к и й г е р о й ч т о е г о т р е в о ж и т ?
Лирический герой переживает, что он отдал свое сердце любимой, она его
приручила, но отношения не развивались. Любимая не принимала его всерьез.
7) О п р е д е л и т е с п о с о б р и ф м о в к и к о л и ч е с т в о с т р о ф и с т и х о в. Способ рифмовки –
перекрестный: 1-3; 2-4. В каждой строфе 4 стиха. В приведенном отрывке – две строфы.
Всего в стихотворении их 4. Еще две:
Но время
шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.
8) К а к и е с л о в а д л я в а с н е з н а к о м ы ?
о п р е д е л и т е и х з н а ч е н и е п о с л о в а р ю с о с т а в ь т е с н и м и п р е д л о ж е н и е. Незнакомых слов нет.
9) К а к и е т р о п ы ч а с т о и с п о л ь з у е т с я а в т о р о м с т и х о т в о р е н и я ? В ы п и ш и т е и х . Преобладают метафоры: отблеск зари на стеклах сравнивается с багровыми - цвета
крови - красками осени, осень – пора угасания
любви, время - жизнь. Пробуждение - избавление от любовной
зависимости.
Образное сравнение: сердца с соколом, шелка со льдом, сна с
отзвуком колокола.
Эпитеты: шутовская гурьба, кровавые слезы, рыхлый шелк, громкая
ты, бегущий дождь, бегущие березы.
Олицетворение: сердце спускалось, время шло, старилось и глохло.
Повтор: время шло и старилось; бегущий дождь, бегущие березы.
10) В к а к о й с т р о ф е р а з в ё р н у т а я м е т а ф о р а ? Во второй: «поволокой рамы серебря, заря из сада обдавала
стекла кровавыми слезами сентября». Яркие, но печальные, томительные и
непреходящие чувства лирического героя уподобляются осенним явлениям: речь идет
о дожде, туманящем окна, которые в свете зари имеют кровяной отблеск, о дожде,
в котором багрянец листьев становится темнее.
11) К а к о й е с т е с т в е н н ы й п р и ё м и с п о л ь з о в а н в с т и х о т в о р е н и и в Б . П а с т е р н а к а ? Чувства и мысли лирического героя вплетены
в сон. Это дает возможность показать длительный промежуток времени и различные
метафорические образы.
12) С о ч и н е н и е с т р о к о б ъ е д и н ё н н ы х р и ф м о в к и и н т о н а ц и е й и о б щ е й и д е е й э т о – .. .
Вопрос уточнен:
сочетание
нескольких стихотворных строк, объединённых системой рифм, общей интонацией, общей
идеей – это СТРОФА.