С вступлением Павла I на престол начинается переориентация внутренней политики и прежде всего системы государственного управления.
Преобладающее значение в этой сфере стала играть централизация, основанная на административно-бюрократических методах. Павел I заменил дворянские выборные должности на назначаемые бюрократическо-чиновничьи и усилил контролирующие функции прокуратуры. Он восстановил ряд государственных ведомств, занимавшихся экономикой: берг-, мануфактур-, камер-, коммерц-коллегии.
Ввел новую систему престолонаследия. 7 апреля 1797 г. он издал указ о наследовании российского престола, в соответствии с которым отменялся указ Петра I от 1722 г. о назначении действующим императором своего наследника. Теперь вводился принцип (действовавший до 1917 г.), предусматривавший передачу престола по наследству согласно праву первородства по мужской линии.
Серьезному изменению подверглась система местного управления: были закрыты городские думы, палаты гражданского и уголовного суда вновь были слиты в одну, а некоторые судебные инстанции упразднены.
Подверглись пересмотру административно-территориальное деление страны и принципы управления национальными окраинами. 50 губерний были преобразованы в 41 губернию и область Войска Донского, на Украине и в прибалтийских губерниях вновь вводились традиционные органы управления.
Тенденция в павловской политике к централизации включала в себя такие крайние проявления, как стремление к сплошной унификации и регламентации в жизни общества. Специальными указами предписывалось носить определенные фасоны одежды, запрещалось носить круглые шляпы, башмаки с лентами вместо пряжек и прочее. Усиливается цензура. В 1797–1799 гг. было запрещено 639 изданий. Резко сократился выпуск книг в России, и был введен запрет на их ввоз из-за границы.
Особое внимание Павел I уделял армии, решив реформировать ее на прусский манер. Он ввел в армии новую форму, полностью копирующую прусскую, навел порядок в строевой подготовке, были разработаны новые уставы, ужесточена дисциплина.
Сословная политика также строилась на отличных от екатерининских принципах. Для Павла I была неприемлема сословная свобода, которой пользовались дворяне благодаря реформам Екатерины II. Он обязал дворян служить, разрешал подвергать их телесным наказаниям, отменил губернские дворянские собрания, а уездные утратили многие полномочия. Вводились ограничения при переходе дворян с военной службы на гражданскую: для выбора гражданской службы вместо военной требовалось разрешение Сената, утвержденное царем. Дворян обложили сбором на содержание губернской администрации.
Существует некая сумма исторических фактов, которую можно трактовать как заботу монарха о народе, например: появился манифест о трехдневной барщине в неделю; впервые в истории страны крепостным было приказано присягнуть вступившему на престол Павлу I вместе с вольными; отменялись некоторые рекрутские наборы (в 1796 и 1800 гг.); снимались с крестьян и мещан недоимки по подушным сборам; запрещалась продажа крепостных без земли; разрешались крестьянские жалобы. Но известны и другие исторические факты. В начале его царствования в ряде губерний вспыхнули волнения крестьян, которые были жестоко подавлены. Крестьянам предписывалось безропотное повиновение помещикам.
Для царствования Павла характерна массовая раздача казенных крестьян частным лицам в качестве награды.
Не сохранилось никаких архивных исторических документов, свидетельствующих о горячем желании Павла отменить крепостное право.
В целом внутренняя политика Павла I носила противоречивый характер и была направлена на нивелирование екатерининских реформ, что в принципе сделать не удалось, так как период пребывания Павла I у власти был недолгим.
Внешняя политика Павла I носила непоследовательный характер.