К началу 20 века русский балет занимал ведущее место в мире. Его обширный репертуар включал в себя лучшие хореографические достижения 19 века. Обе его труппы-петербургская и московская - располагали выдающимися мастерами классического и характерного танца. Спектакли 19 века оставались основой репертуара Большого и Мариинского театров. Однако молодое поколение хореографов и исполнителей подвергло критическому пересмотру монолитную форму этих академических спектаклей. В Москве глашатаем нового стал балетмейстер А.А. Горский, в Петербурге – М. М. Фокин, Притом Горский активно пересматривал и переделывал спектакли 19 века, тогда ка Фокин создавал только оригинальные постановки.
Фокин Михаил Михайлович (1880-1942гг), танцовщик, педагог, балетмейстер
Время учебы Фокина в училище совпало с расцветом эпохи академизма, но когда он выпускался (1898г ученик П. Карсавина, А. Ширяева, П. Гердта, Н. Легата), русский балет оказался в кризисе. Именно поэтому свою деятельность Фокин начал с отрицания правил и норм балетного театра. Большое влияние на него оказала творчество Айседоры Дункан.
Фокин работал в нескольких направлениях: - сюжетный спектакль, - драматическое действие.
Он делает самостоятельным жанр бессюжетного балета, ставит хорошие миниатюры, обогащает классический танец за сет фольклора. Его балеты:
1905 –Ацис и Галатея. 1907- Евника, 1907-1908 - Шопенинана, 1907 -Павильон Армиды, 1908 египетские ночи, 1910 карнавал и другие.
Творчество Фокина стало новым этапом развития балетного театра. Хореограф выдвинул идею о том, что для каждого спектакля каждой темы должен быть придумать оригинальный танцевальный язык. Действительно для каждого нового балета Фокин практически создавал новый хореографический язык. Большое значение уделял изучению литературных и живописных источников для балетов. В начале, отрицал классический танец, но позднее пришел к осознанию необходимости классической школы для профессионального танцовщика.
Наиболее ярко талант хореографа раскрылся во время работы в труппе Сергея Дягилева «Русские сезоны». Благодаря знакомству с художниками группы «Мир искусства», и прежде всего с А. Бенуа. Фокин расширил свои познания в искусстве, сформировал индивидуальный взгляд на пути развития пластического театра, содержания балетного спектакля.