В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы Шарден 16991779У. Хогарт 16971764Ж. В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия у Бомарше 17321799 в Севильском цирюльнике 1775 и Женитьбе Фигаро 1784у Гольдони 17071793 в Слуге двух господ 1745, 1748 и Трактирщице 1753. В истории мирового театра заметно выделяются имена Шеридана 17511816Г. Филдинга 17071754К. В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной Глюком 17141787опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Гайдн 17321809 инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество Баха 16851750 и Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта 1791которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.