- Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. «мастера грамоты» появляются и городах. У них учились дети и взрослые - бояре и дворяне, в меньшей степени – крестьяне и посадские люди. Учили сначала азбуку, потом Часослов, письмо, Псалтирь. Те, кто побогаче, продолжали обучение – на очереди были «Апостол», Евангелие. Премудрость математическая сводилась к счету до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже – умножению и делению. В 1685 г открылась «школа для учения детям» в городе Боровске . Получило распространение домашнее обучение. В 1665 г. – открылась первая государственная греко-латинская школа. Создал ее Симеон Полоцкий при Спасском монастыре в Москве. В 1667 г. – в Китай-городе был создан «гимнасион». В 1680 г. – основана школа при Печатном дворе. Руководитель – иеромонах Тимофей. Обучалось в ней 232 ученика В 1687 г. - открыто первое Славяно-греко-латинское училище, которое впоследствии будет названо академией Основатели его братья Софроний и Ионнаний Лихуды.
- В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц. .В 1679 году появилась первая библиотека, названная Типографской, в которую сдавались книги и рукописи. Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова (20 августа 1634 год). Второе издание букваря - 1637 г. Совсем маленькая, "карманная" книжечка, напоминающая кошелек. Хотя принцип построения пока оставлен без изменений, это первая русская иллюстрированная азбука.