Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультвселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.[1][2][3][4][5][6][7][8] В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека.[7] Так известный немецкий философ Карл Ясперс под картиной мира понимал «совокупность предметного содержания, которым обладает человек».[5][9] Вопрос о картине мира возникает по причине оценки места и значения массовой культуры в жизни современного человека. Это охватывает как процессы массовизации и стандартизации сознания людей, так и возможности у отдельного человека в условиях приобретения массовой культурой положения «клип-культуры» (Элвин Тоффлер), сотворить собственную картину. На это оказывают существенное влияние средства массовой коммуникации и электронные информационные системы, которые в виде отдельных, неупорядоченных отрывков фрагментов и аудиовизуальных роликов и кадров выпускают большое количество сведений, новостей и образов, способных обрушиться на отдельно взятого человека. Так «мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать её и переформировывать» (Элвин Тоффлер). Всё это многообразие даёт возможность современному человеку творить и дополнять свою собственную личную картину мира.[10]
В соответствии с этими особенностями картина мира:[11][12]
целиком определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений;представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человек действует в мире;имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
СодержаниеСодержание понятияПравить
Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герц при описании все того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. В дальнейшем выводы Герца были расширены Максом Планком, который дал определение физической картины мира, как «образу мира», который складывается в физической науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе. Вслед за представленной Герцем и Планком физической картиной мира, стали появляться описания химической, биологической, экономической, демографической, педагогической, языковой, эстетической, культурной, технической и других картинах мира в зависимости от того, от представителя какой отрасли знания это исходило.[5][9]
Исторически начиная с XVII века в ходе развития культуры различные картины мира последовательно сменяли друг друга. Так в физике произошёл переход от механической к электромагнитной, а от неё к релятивистской. В целом можно говорить, что из всех существующих научных представлений природы, её строении и развитии, складывается естественнонаучная картина мира.[5]