1. Преломленный луч лежит в одной плоскости с падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точку падения.
2. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина, постоянная для данных двух сред, которая называется показателем преломления (n).
Интенсивность отраженного и преломленного луча зависит от того, какова среда и что собой представляет граница раздела.
Рис. 2. Закон преломления
Физический смысл показателя преломления:
Показатель преломления является относительным, так как измерения проводятся относительно двух сред.
В том случае, если одна из сред – это вакуум:
С – скорость света в вакууме,
n – абсолютный показатель преломления, характеризующий среду относительно вакуума.
Если свет переходит из оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду, то скорость света уменьшается.
Оптически более плотная среда – среда, в которой скорость света меньше.
Оптически менее плотная среда – среда, в которой скорость света больше.
Закон полного внутреннего отражения
Существует предельный угол преломления – наибольший угол падения луча, при котором еще имеет место преломление при переходе луча в менее плотную среду. При углах падения больше предельного происходит полное внутреннее отражение (см. Рис. 3).
Рис. 3. Закон полного внутреннего отражения
Границы применимости геометрической оптики заключаются в том, что необходимо учитывать размер препятствий для света.
Свет характеризуется длиной волны, равной примерно 10-9 метра
Если препятствия больше длины волны, то можно использовать размеры геометрической оптики.
Список рекомендованной литературы
Физика. 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением физики: профильный уровень / А.Т. Глазунов, О.Ф. Кабардин, А.Н. Малинин и др. Под ред. А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009.Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Санкт-Петербургская Школа (Источник).AYP.ru (Источник).Техническая и учебно-методическая документація (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2010. – № 1023, 1024, 1042, 1054.
Зная скорость света в вакууме, найдите скорость света в алмазе.Почему, сидя у костра, мы видим предметы, расположенные напротив, колеблющимися?Прокомментируйте опыт: положите монетку на стол и поставьте на нее пустую стеклянную банку (см. Рис. 4). Посмотрите на монетку сбоку сквозь стенку банки (или попросите кого-нибудь смотреть на монетку). Налейте воды полную банку и посмотрите вновь сбоку на дно банки. Куда исчезла монетка?
Рис. 4.